Мой первый опыт участия в осеннем КБА.
День начался с песни "Вставай страна огромная". Суровая патриотичная музыка, вероятно, должна была придать участникам не менее суровый настой на преодоление испытаний. В реале просто создавала дискомфорт и не давала вновь погрузиться в сон.
Через 30 минут - жеребьевка. Выпал жребий стартовать последними. Значит наш день на 40 минут короче. Что ж делать, должны быть и преимущества: следы на песке, участники, занятые поисками, ну и что-нибудь в этом роде...
Изучением карты занимался накануне. Высотный рельеф как будто списан с морщинистого лица 90 летней старушки. Незанятые лесом сельхозугодья испещрены протяжёнными оврагами. Перепады высот 60-90 метров, спутник показывает луга и пашни. Преодоление таких препятствий "в лоб" по азимуту потребует не меньше 30 минут на километр.
Процесс планирования маршрута обещает быть интересным, при условии сильной избыточности КП. Для Lite это условие должно выполняться. Вся надежда на то, что будет отмечена актуальная сеть грунтовых дорог...
9:40. Проводили в путь всех участников, и в одиночестве обезлюдевшего лагеря вышли на старт и получили карту.
КП имеют стоимость 5, 10, 15, 20, 25 и 30 баллов. Почему бы не сократить на 5?
Ближайшие к старту 2 и 13 КП расположены на длинных, уходящих вдаль полуостровах. Имеют высокую стоимость - 25 баллов, стало быть, берутся не легко. Взятие этих КП подразумевает возврат обратно практически в точку старта, следовательно, не имеет значения брать их сразу, или отложить на потом - на финиш. Брать перед финишем, значит брать в темноте. Это плохо. Однако, на карте обозначена лишь одна единственная дорога вдоль полуострова, стало быть сбиться с пути невозможно, GPS приведёт в нужную точку, а
обещаная в Положении световозвращающая лента на КП, возможно даже упростит его поиск в тёмное время суток - посветил фонариком по сторонам и где-то на дереве блеснуло...
Памятуя о том, что мозг ориентировщика включается на 2-м КП (на 1-м действительно каждый раз туплю), принимаем решение не начинать маршрут со сложного.
Едем 11 (10), 19 (5), 1 (10), 14 (20). Берутся легко и сходу. Это бодрит, даёт надежду на результат и настраивает на борьбу, а не на покатушку. Представляю своё настроение после возможной неудачи на 2-м, или 13-м: "А ну и хрен с ней с победой, просто покатаюсь..." Значит, всё сделали правильно.
На 14-м останавливаемся и думаем. Сверху 2 лёгких, 20 бальных(!) КП: 9-й и 4-й. Всего в 8 километрах. Однозначно берём - выгодно. Что дальше? Слева от 4-го, тоже 20 бальный 21-й КП. По азимуту - 4 км, но это, судя по всему, ловушка на новичка. Для тех, кто не умеет читать рельеф. По объездным дорогам к нему километров 9. При том, что это дороги не ведут от одного нас. пункта к другому, т.е. никакой гарантии, что они не перепаханы. Дорога протоптана техникой при полевых работах. Уборочные работы завершены... Плюс ко всему - того гляди, начнётся дождь. И впереться на раскисших дорогах в районе 21 КП - гарантированный проигрыш.
Так что же делать? На востоке, вдоль асфальта, идущего от М7 к лагерю, лежат 3 КП: 18-й (15), 15-й (10) и 7-й (10). Это нам на десерт - на закрытие дистанции. Двигаясь по асфальту, не страшны ни дождь, ни слякоть, ни темнота...
Но закрывать дистанцию рано, прошло только 3 часа! Идеальным был бы вариант вернуться с 4-го на 14-й, уйти на запад, собрать там максимум и... скинуться по М7 на финиш, рассчитав необходимое время, как расстояние, деленное 15 - гарантированная скорость движения по асфальту. А если при этом останется время - потратить его на поиски 2-го и 13-го КП...
Но, согласно Положению, двигаться по М7 нельзя. Уходить на запад - риск застрять в случае дождя. Принимаем решение брать таки 21-й, уходить на асфальт на востоке, собирать 18, 15, 7 и излишек времени потратить на 2 и 13. Это была первая крупная ошибка...
2-ю я совершил тут же. От 4 КП стали двигаться вдоль не той ЛЭП. Нужно было на север, выйти на дорогу и проехать через нас. пункт, в объезд через который лежит путь на 21-й, мы же двинулись на запад. Это по кратчайшему пути на 21-й. Ошибку заметили через 1 км. Дилемма: либо признать себя идиотами, вернуться назад и сделать, как запланировано, либо сделать ещё большую глупость - продолжать переть по азимуту. Признавать себя идиотами не хотелось, ломанулись напролом, при том - на редкость удачно! 100 м левее/правее, была бы Ж - впёрлись бы минут на 30, потратили бы силы, а так - вышли на дорогу и вскоре 21-й взяли без труда.
На пути от 21 к 18-му встретили пару новичков из НЧ. Умилительная картина - сразу вспомнил своё первое участие. Ребята не имеют GPS. Смотрят на карту, смотрят вокруг и оживлённо обсуждают. Наивно полагают, что сеть грунтовых дорог и ЛЭП (в реале две, на карте одна) помогут им сориентироваться на 25 летней карте, где эти дороги не обозначены... Долго объясняли им путь до 21 КП, что справа от ЛЭП идёт посадка - там дорога, по ней ехать до перекрёстка, там слева овраг и дальше по легенде... Но ребята похоже не поняли, в конце ещё раз спросили: "так 21-й в какой стороне?"
))
Приятный контраст ощущений был по сравнению с суровыми уфимцами: парень и девушка, что повстречались нам на 9-м. Подхожу к краю оврага, что на "стыке", как по легенде. Внизу сидят двое, перекусывают.
- Там КП возле вас, да?
Посмотрели. Отвернулись.
- Ну, возле вас КП? Нет? - опять пауза.
- А че, самим трудно слазить посмотреть?
Спустились, компостируем.
- А чё, трудно было сказать? Вы ж собой его загораживаете - сверху не видно.
- Ну это мы... в воспитательных целях...
На 21-ом ответили им взаимностью - скрытно вышли с другой стороны оврага. Пускай "воспитатель" сам ищет.
18, 15 и 7 КП взяли с асфальта - ничего интересного, ничего сложного. Красивая панорама на просторы Камы с высокого берега. Встретили лису.
Ближайшие задачи: а) выйти на 2-й и 13-й КП засветло, б) - не выбиться из сил. С этой целью вкручиваем, и регулярно едим шоколадные батончики, хотя и не особо хочется.
Где-то 17:30, точно не помню, мы на финише. Перед закрытием нужно взять сложные 2 и 13 (25). У меня КПК и подзарядка на 4х АА аккумуляторах - этого должно хватить, НО... по глупости я включил подзарядку не сразу, а только тогда, когда основной аккумулятор сел на 50%. Так удобнее вынимать из кармана - провода не мешают. Эта ошибка была роковой. Дело в том, что почему-то при работающем GPS, КПК потребляет энергию быстрее, чем основной аккумулятор подзаряжается от батареек. Точную физику я объяснить не могу, но это так. Ночью, оставленный заряжаться от тех же батареек, осн. аккумулятор зарядился на 80%. Пока же - сумерки и мы без GPS. Начались приключения. На карте обозначена одна единственная дорога, но их там целая сеть! При свете дня, возможно, и можно отличить основную от второстепенных, но как это сделать в темноте? Ориентиров нет. Вообще. Высотный рельеф отсутствует. Рельеф берегов в темноте не виден. Супер! Как слепые котята тыкаемся в разные тупики. Возвращаемся обратно, засекаем расстояние. Повисев на подзарядке 10-20 минут, КПК включается на 2-3. Этого хватает, чтобы загрузить ОС, запустить озик и посмотреть где мы. Информация малополезна. Никаких дорог на карте нет. Видно только примерное расстояние до цели. Внезапно вдали видим свет фар. Навстречу медленно едет внедорожник. Останавливаем и долго объясняем мужику, что вот де в вашем районе проводятся соревнования по ориентированию, мы - участники, хотелось бы знать, куда ведёт эта дорога - вдоль берега Камы, или на полуостров? Мужик долго и внимательно слушает, потом добродушно улыбается и говорит: "Да знаю, я, знаю. Это я - составитель вашей карты. Ну, вообще вы правильно едете. Километра 3 вам осталось..."
Еще обрадовал - сказал, что видел свежие медвежьи следы... Едем 3 км, постоянно кувыркаемся на скользкой мокрой дороге. Дорога кончилась. Пошла сеть тропинок в высоких зарослях камыша. Едем/идём там, где легче и выходим в самый край полуострова - там старица выходит к воде. Бревенчатый завал присутствует. Айратыч налево, я направо. Груды мокрых брёвен вперемешку. Темень, скользко. Ползёшь, лезешь, падаешь, грязь, вода, ссадины... Понимаем, что завал тянется долго. Нам, по легенде, надо 60
от начала. Решение - двигаться обратно вдоль старицы, искать начало завала.
Продираемся обратно через заросли. Выходим к группе деревьев и офигеваем. Сколько им лет?! Метров 10-15 в диаметре. Таких монстров я никогда не встречал. Дуб Пугачёва - спичка! Мистика.
Проверяем старицу - ага, завал кончился. Находим начало завала и снова ползём 60 метров. КП нет
Ищем, ищем - нет. Под конец я решил проверить крупное дерево "на южном берегу". Забраться туда пешему человеку сложно, но можно, а вот лезть с велосипедом... это такой элемент чёрного юмора, от автора КП
И световозвращающей ленты на КП не оказалось... Протащить по завалу велосипеды заняло ещё 15-20 минут, в течении который потеряли и искали в темноте чёрный велосипед айратыча. Дальше галопом на финиш.
На 2-й КП время не хватило, что и отделило нас от 3-го места. В целом, не смотря на ошибки, маршрут спланирован верно. Соревноваться с ORIENT можно было, лишь понадеявшись на досадную случайность, что могла с ними приключиться. Но рассчитывать на это не хотелось - там наши друзья и мы за них искренне болели.
2-е и 3-е место - то, что реально было достижимо. Ну что ж - это КБА, а не кросс-кантри. Кому-то повезло больше, кому-то меньше.
Эмоции от найденного 13 КП нам запомнятся надолго. Думаю, вряд ли кто-то повторил наш опыт и взял его в темноте под дождём и без тамагочи. А напрасно.
Оно того стоило!
Большое спасибо Ванюшину за интересные увлекательные соревнования.
Большое спасибо всем участникам. Ещё раз искренние поздравления победителям.