Тактика и стратегия успешного выступления на КБА
По просьбе организаторов и некоторых участников… Пора проводить мастер-классы и учить наших участников побеждать!
1. Стратегия
1.1. Выбор напарника Во-первых, необходимо отметить, что участники команды должны быть более менее ровными по физическим данным, иначе сильнейший «загонит» слабейшего… Или сильнейший должен понимать это и сдерживать себя, что психологически на соревнованиях сложно… Во-вторых, многие считаю, что мужчины сильнее женщин, но забывают про главные козыри «слабого» пола: умение терпеть, быстрое восстановление и самое главное – быстрый набор физической формы, т.е. девушку проще и быстрее натренировать и вывести на соответствующий уровень формы, чем мужика… И это объективный фактор, так как заложен природой, как восстановление организма и физ.формы женщины после беременности. Ярким примером можно считать возвращение в большой спорт лыжниц, биатлонисток, марафонок после рождения детей, в то же время у мужчин, занимающихся циклическими видами спорта на выносливость, нет не одного примера возвращения в большой спорт после больших перерывов в тренировках….
1.2. Тренировки Хочешь побеждать – становись спортсменом! Литературы об организации тренировочного процесса достаточно. Я отмечу только основные моменты. Необходимо тренироваться 4-5 раз в неделю, лучше – ежедневно. Тренировки должны быть, как на скорость, так и на выносливость. Не забывайте ОФП (общая физ.подготовка – все основные группы мышц), гладкий бег, бег по пересеченной местности, лыжи, СФП (специальная физ.подготовка – конкретные группы мышц, необходимые в данном виде спорта). Теоретические и практические занятия с картой, компасом, GPS. Отдельно надо отметить соревновательный опыт, т.к. он не заменим тренировками, организм должен привыкать к стрессовым (психологическим, физическим) нагрузкам.
1.3. Режим дня, отказ от спиртного и курения Для увеличения продолжительности жизни, качества тренировок, поддержания физ.формы необходимо соблюдать режим дня, полноценно питаться, отказываться от спиртного и курения. Не забывайте, что организм привыкает и запоминает время постоянных тренировок, поэтому лучший результат можно получить именно в то время, когда тренируешься. Поэтому у меня максимальная активность приходится на 17 – 23 часа, т.к. именно в это время обычно проходят тренировки. Хотя тренироваться поздно (после 20 часов) – это нарушение режима дня, т.к. перед сном организм должен пройти фазу релаксации, замедлится сердцебиение, дыхание, мышцы расслабится.
Я понимаю, что это идеал, но к нему необходимо стремится, если есть цель побеждать на соревнованиях. Иначе, без предварительных тренировок, Вы насилуете свой организм, выступая на марафонских стартах…
2. Тактика
2.1. Предварительное планирование прохождения дистанции Как только известно место старта и границы полигона, необходимо начинать предварительно планировать прохождение дистанции. Как показала практика участия в КБА и МБ начальники дистанции ставят круговые дистанции или восьмерки, поэтому возможно 2 или 3 варианта прохождения (закручивания) дистанции. Поэтому, сидя в теплой квартире, необходимо продумать варианты движения. Не забывая о том, что финишировать или двигаться ночью проще по асфальту или улучшенной грунтовке; сильную пересеченку, болота, растительность лучше проходить в первой половине гонки.
Пример. Последняя КБА. Старт находился в 1,5 км от асфальта и район соревнований был разделен р.Меша с одним мостом на две части. Причем общение с теми, кто сплавлялся летом по р.Меша, говорило о невозможности брода с вело… Я думал, что основной круг будет на левом берегу, а более короткий на правом. Поэтому рассматривался вариант прохождения большого, левобережного круга против часовой стрелки, чтобы в конце катить по Лаишевской трассе, далее если есть время, то малый круг проходить по часовой стрелки, чтобы на финиш опять выкатывать по асфальту. Но организаторы обломили – неожиданно, на зло логике не расположения КП около крупного города, поставили дистанцию наоборот… Но направление прохождения кругов все равно сохраняется! Меняется только их порядок!
2.2. Метеопрогноз В отличии от пешеходников для велосипедистов ОЧЕНЬ важен прогноз погоды! Причем больше интересуют не осадки и температура, а направление и сила ветра, особенно в открытом Татарстане! Так как от этого, при других равных условиях, зависит направление прохождения дистанции, чтобы по возможности, максимально двигаться по ветру…
2.3. Последняя неделя перед стартом Тренировки становятся ежедневными, не смотря на погоду и дожди. Последние 1,5-2 дня восстановительные – отдыхаем! Последнюю неделю особенно важно соблюдать распорядок дня – высыпаться, качественно питаться, не употреблять спиртное и курево, отказаться от секса. Хотя, в отличие от мужиков, секс для женщин не так затратен, но не надо пускаться в секс-марафоны – надо отдыхать!
2.4. Снаряжение Снаряжение на гонку необходимо выбирать максимально легким и комфортным. Не стоит надеется на высшие силы, прогноз погоды и т.д. – надо иметь снаряжение и на неблагоприятную погоду… С другой стороны не стоит брать ничего лишнего, т.к. на марафонской гонке, если Вы не ставите задачи тренировки к более сложным стартам…, каждый грамм – это секунды и минуты, которых может не хватить на финише!
2.5. Питание Главное – это жидкость/питье, необходимо знать есть ли возможность пополнить запасы воды на дистанции (родники, озера, реки, колонки, магазины). В зависимости от температуры, облачности, времени года, подготовленности участников будет различное потребление воды. Я с девушкой за 12 часов выпиваю до 6 л. Питание должно быть высококалорийным, питательным и что важнее всего быстроусвояемым! Мы не используем возбуждающие и стимулирующие напитки – дополнительная нагрузка на сердце! Возможно, стоит использовать специализируемые, спортивные, питательные энергетические батончики, но надо их попробовать задолго до старта, т.к. организм может их не воспринять! Мы используем классический сухоперекус: орехи, сухофрукты, шоколад, бутерброды с колбасой и сыром.
2.6. Последняя ночь Последнюю ночь необходимо выспаться! Отпрашивайтесь с работы, ищите транспорт, делайте все, чтобы заехать на место старта до 20 часов, ужинайте и спать! Проорать песни у костра, тем более пить спиртное с друзьями можно и при любом другом выезде в лес… Перед марафоном Вы должны быть отдохнувшими и полными сил!
2.7. Тактика движения Выбор пути движения. Необходимо строит тактику движения по дистанции с учетом рельефа, качества дорожного покрытия, прогноза направления ветра. Ночью и в конце гонке оптимальнее двигаться по асфальту. При не возможности взять все КП необходимо в первую очередь брать более дорогие. Некоторые КП проще брать радиально с дорог, чем таскать на себе велик… При движении по дорогам, особенно на асфальте, необходимо уметь лидировать и сидеть на колесе, для этого надо чувствовать напарника, скатываться с ним. В нужный момент, не когда ты уже сдох…, а заранее, когда появились признаки утомления у слабейшего в команде, надо сделать не большой перерыв, перекус, возможно, пройти пешком часть пути. На финише, последние 2-4 часа, надо выкладываться! Крутые подъемы, особенно на грунте, дешевле (по физическим затратам) преодолевать пешком, а не выкладываться полностью… Надо быть психологом – в нужный момент подбодрить отстающего, напомнить про цели, может быть даже материть, если это требуется. НО, никогда не надо ругаться на дистанции – ошибки бывают у всех, и только совместными усилиями их можно исправить!
2.8. Местные жители Не стесняйтесь спрашивать дорогу у местных жителей, они могут подсказать то, что нет ни на одной карте, что не знают даже постановщики дистанции… Будьте внимательны, настойчивы, изворотливы, т.к. Вы с ними разговариваете с разных позиций, возможно надо переформулировать вопрос.
2.9. Встречные участники В середине гонки Вы встретите тех, кто движется в обратном направление. Это дополнительная информация, которая позволяет предположить Ваш предварительный результат. Если Вы лидер – не расслабляетесь, т.к. фортуна изменчива… Если проигрываете – постарайтесь добавить, лидер возможно заявил скорость, которую не сможет удержать…
2.10. ЧП Если Вы встречаете участника, у которого СЕРЬЕЗНЫЕ проблемы со здоровьем, помните – что Ваша победа ничто по сравнению со здоровьем, а тем более жизнью человека! Оказываете помочь, вызываете организаторов, участвуйте в эвакуации… Если плохо Вам или Вашему партнеру, то сбрасываете скорость, отдыхайте, думайте о том, как проще и быстрее выйти на финиш. Если у Вас травма, то оказываете первую мед.помощь, звоните организаторам. Если Вы реально можете самостоятельно добраться на финиш – не мучайте организаторов, у них проблем хватает, 50-100 участников на огромной территории, если каждый по мелочам будет требовать эвакуацию, то кому-то, кто реально нуждается, могут просто не успеть…
Я надеюсь, что хоть кто-то дочитал данное сочинение до конца… Я надеюсь, что кому-то оно поможет побеждать!
Если есть дополнения, уточнения, вопросы – пишите, постараюсь ответить.
Совсем забыл про два очень серьезных момента:
1. Контроль времени. Необходимо постоянно контролировать время, причем для этого иметь два влагозащищенных хронометра. Еще дома решить (зная границы полигона), а при получении карты уточнить час Х, когда необходимо задуматься о возвращении на финиш. В последнем случае это было 18 часов – за три часа можно было из любой части полигона выкатить к финишу.
2. Сохранность карточки участника. За сохранность карточки – главного документа команды, несет ответственность команда! Если бы Вы принесли на финиш спортивного ориентирования, те мокрые куски не пойми чего, что сдавали 31 мая, то Вам бы не засчитали ни одного КП. Говорите спасибо Главному судье, хотя он Вас опять балует… Как только нас накрыло первым ливнем, мы моментально остановились, запаковали карточку в полиэтиленовый пакет и далее в рюкзачок. На КП доставали карточку для отметки, прикрывая ее от дождя, поэтому финишировали с сухой, читабельной карточкой!
М.Ю.Ванюшин, кандидат биологических наук, специализация – 030013 (физиология человека, спортивная медицина)
|