Текущее время: Пн 30 сен, 2024 8:28


Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вт 30 янв, 2007 22:35 
Не в сети

Зарегистрирован:
Чт 31 авг, 2006 0:22

Сообщения: 4414

Откуда: Йошкар-Ола
Касается "фрихаб" втулок Шимано с насыпными подшипниками.

На форуме http://www.velo.ucoz.ru один пользователь задал вопрос о возможности разобрать и отрегулировать слегка разболтаный и грязный механизм свободного хода ("трещетка") на втулках, которые обычно называют "фрихаб". В попытках ответить ему и родился этот мануал :) Смотрим рисунок внизу.

В любом случае сначала надо снять ось. Откручивать левые конус и стопорную гайку. Резьбы с обоих сторон оси правые.
Для полного снятия "трещетки" надо открутить freehub body retaining bolt, болтн с внутренним шестигранником на 10, резьба правая. Если "трещетку" надо только разобрать, то его откручивать не надо.
Конус freewheell cone , который нужно открутить для разборки "трещетки"- на рисунке красного цвета, резьба на нем - левая. Действовать "русским ключом", самоделкой в виде стальной планки 29Х100мм толщиной 4,5мм или специнструментом Шимно "TL-FH 40". Регулировочную шайбу под конусом и шарики удобно вынимать магнтной отверткой.
Маленьких шариков ровно 50 штук. При сборке их надо мазать консистенткой от души, поверхность трещетки и собаки - только чуть, буквально должны быть только следы смазки. Если подшипники"трещетки" уже с люфтом, то на абразивном бруске, руками, уменьшаем высоту регулировочного кольца, которое стоит под freewheell cone

Рис. 1 Устройство механизма свободного хода на втулке "фрихаб"

Изображение

ЗЫ Картинка никак меньше не получается, сц..ка! Этот стрим её растягивает до 450Х400!!!!


Последний раз редактировалось Pozis Ср 02 май, 2007 13:43, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Пт 02 фев, 2007 11:25 
Не в сети
лимончик
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср 04 янв, 2006 15:01

Сообщения: 6873

Откуда: Казань
На всякий случай поясню, что free-hub - это так называемые "кассетные" втулки, т.е. втулки с встроенным механизмом свободного хода и барабаном, на который одевается кассета.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Ср 02 май, 2007 13:48 
Не в сети

Зарегистрирован:
Чт 31 авг, 2006 0:22

Сообщения: 4414

Откуда: Йошкар-Ола
Предлагаю вэтом топике систематизировать свои знания по поводу сабжа. Тут-же можно и про блоки звездочек и про резьбовые трещетки о 8 звездах )), попутно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Ср 02 май, 2007 14:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср 07 июн, 2006 10:52

Сообщения: 1541

Откуда: Казань. Вишневского.
давно мучает вопрос - кассету можно разобрать на отдельные звёзды, а блок звёзд с трещёткой - нет.... я правильно понимаю?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Ср 02 май, 2007 14:30 
Не в сети
балда абалдуевская
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн 09 янв, 2006 12:56

Сообщения: 5237

Откуда: Телестудия
Jar писал(а):
давно мучает вопрос - кассету можно разобрать на отдельные звёзды, а блок звёзд с трещёткой - нет.... я правильно понимаю?

нет - разобрать можно - первая звезда трещетки сидит на резьбе (только усилие, должно быть, немалое потребуется)

_________________
Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью. (Отто фон Бисмарк)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Ср 02 май, 2007 14:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср 07 июн, 2006 10:52

Сообщения: 1541

Откуда: Казань. Вишневского.
korax писал(а):
Jar писал(а):
давно мучает вопрос - кассету можно разобрать на отдельные звёзды, а блок звёзд с трещёткой - нет.... я правильно понимаю?

нет - разобрать можно - первая звезда трещетки сидит на резьбе (только усилие, должно быть, немалое потребуется)

просто интересовала возможность переделать вел на трещётке в синголспид, путём снятия лишних звёзд...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Ср 02 май, 2007 15:07 
Не в сети
балда абалдуевская
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн 09 янв, 2006 12:56

Сообщения: 5237

Откуда: Телестудия
Jar писал(а):
просто интересовала возможность переделать вел на трещётке в синголспид, путём снятия лишних звёзд...

а смысл? облегчение?
много ли веса выиграешь на 6 звездах?
оставь как есть - только на нужную звезду цепь повесь ;)
я весной так ездил...

_________________
Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью. (Отто фон Бисмарк)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Пт 04 май, 2007 9:11 
Не в сети
балда абалдуевская
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн 09 янв, 2006 12:56

Сообщения: 5237

Откуда: Телестудия
Jar писал(а):
просто интересовала возможность переделать вел на трещётке в синголспид, путём снятия лишних звёзд...

да, вот еще способ сделать сингл с трещеточной втулкой:
накрутить БМХ трещетку, например, такую:
http://trial-sport.ru/goods/51516/185122.html

_________________
Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью. (Отто фон Бисмарк)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Пн 26 ноя, 2007 1:31 
Не в сети

Зарегистрирован:
Чт 31 авг, 2006 0:22

Сообщения: 4414

Откуда: Йошкар-Ола
Полное руководство для разборки и сборки 2-х подшипниковой втулки, включая трещетку.
(С) Pozis 2007г http://www.negonki.ru
Все картинки кликабельны до 400Х300 (в фотогалерее)

Для примера рассмотрим разборку втулки "Chosen" на 2-х промподшипниках, но за исключением некоторых моментов, связаных со снятием оси, это руководство пригодится и для разборок втулок типа Шимано со встроеной в барабан трещеткой и сменным блоком звезд.

Полная разборка задней втулки

Используемый инструмент и материалы:
1. Кувалда :)
2. Шесигранники 2 и 11 (11 изготовлен из заводского шестигранника 12)
3. "Спецключ" из полосы стали 300Х29Х4,5мм (ДхШхТ). Я использовал вязкую нержавейку, но подойдет и ТО черная сталь.
4. Тиски слесарные (нет на фото)
Изображение

1. Снимаем с оси обе стопорные бобышки, предварительно открутив шестигранником 2 установочные винты:
Изображение

2. "Слегка постукивая кувалдой" по оси со стороны барабана выбиваем осью левый подшипник 6200. Втулку при этом лучше всего держать в руке, чтобы не повредить фланцы.
Совет: Если подшипник не выходит из алюминиевого корпуса, то прогрейте его промышленным феном или горелкой (акуратно!) градусов до 100 и попробуйте нова, не остужая корпус. Используйте варежки и рукавицы, чтобы не обжечься!

Изображение
Вынимаем ось с левым подшипником 6200 из втулки (из правого подшипника 6000)
Изображение
И снимаем левый подшипник 6200 с оси. Посадка без натяга, съемник тут не потребовался. В случае коррозии этого места, используйте горелку, промышленный фен и жидкость WD-40, смачивая место контакта.
Изображение

3. Вставляем ось на место и выбиваем правый подшипник 6000, сидящей в "гайке" с прорезями, прикрученой к основанию трещетки.
Изображение Изображение
Отмазка: Данный метод демонтажа подразумевает последующую замену подшипников, т.к. шарики и дорожки могут быть повреждены и впоследствии начнут крошиться. Но имхо все зависит от силы ударов. Если подшипники вышли достаточно легко, то имхо вполне еще походят ;)!

4. Зажмаем втулку в тисках за фланец тормозного диска брабаном вниз или вбок (через толстую тряпку или кусок войлока) и шестигранником 11, введя его со стороны левого подшипника 6200 откручиваем стопорную втулку-болт. Резьба там правая.
Изображение Изображение

5. Для снятия барабана трещетки переставляем втулку в тисках барабаном вверх, вставляем шестигранник 11 со стороны правого подшипника 6000 и выкручиваем барабан. Резьба правая.
Дополненеие: Для втулок Shimano в этом месте используют ключ на 10, выкручивая втулку, притягивающую трещетку к корпусу. Резьба также правая.
Совет: Возможно, потребуется удлинитель ключа длиной 300-500мм
Изображение
Обратите внимание на расположение уплотнительного кольца, чтобы потом поставить его также - выступом к барабану.
Изображение

6. Зажмаем "спецключ" в тисках и устанавливаем на него барабан, вставив ключ в прорези "гайки". Шестигранником стагиваем основание трещетки (т.е. "гайку") с места. Резьба левая, т.е. выкручиваем по часовой стрелке. Возможно потребуется некоторое усилие.
Внутренне устройство узла трещетки для понятия принципа, что как крутить :) :
Изображение
После того, как "гайка" стронута с места, зажмаем в тисках шестигранник 11, устанавливаем на него втулку барабаном вверх и окончательно выкручиваем "гайку" спецключом. Под "гайкой" находятся три регулировочные прокалдки - две тонкие и одна толстая. Толстая стоит со стороны "гайки" (могут быть установлены и две и одна прокладка). Снимаем прокладки магитной отверткой при желании.
Извлекаем шарики верхнего подшипника не поднимая барабан с места, чтобы не растерять шарики нижнего подшипника.
Совет. Если не получается сразу стронуть "гайку" с места, погреваем ее горелкой или промышленным феном градусов до 100-150С. При попытках стронуть "гайку" крутим инструмент туда-сюда, легкими рывками. Учтите, что "спецключ" может согнуться или закаленные прорези на "гайке" срежут его край. Действуйте аккуратно.
Дополненеие: Описаная процедура упростит манипуляции с барабаном и не даст шарикам рассыпаться из-за неловкого движения при манипуляциях с шестигранником и неудобным "спецключом".
Изображение Изображение Изображение

7. Ставим барабан с основанием в сборе в тарелку. Аккуратно приподнимаем барабан, удерживая его основание и извлекаем шарики. Не смешивайте шарики нижнего подшипника с шариками верхнего, они могут оказаться из разных размерных групп. Впрочем, если там уже поработала ржавчина, это не будет иметь значения :)

8. Извлекаем при необходимости собачки и кольцевую пружину из основания барабана.
Изображение
Если не удалось снять регулировочные шайбы ранее из-за того, что они прилипли к основанию трещетки, делаем это сейчас.
Изображение

Трещетка разобрана! (пружина на фотографии сломана пополам, исправная пружина имеет ус для фиксации)
Изображение
Детали втулки
Изображение


Последний раз редактировалось Pozis Пн 26 ноя, 2007 3:25, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Пн 26 ноя, 2007 2:26 
Не в сети

Зарегистрирован:
Чт 31 авг, 2006 0:22

Сообщения: 4414

Откуда: Йошкар-Ола
Анализ повреждения втулок, вызваных коррозией

Выше описывалась процедура разборки 2-х подшипниковой втулки "Chosen" на промподшипниках. Как правило снятие основания трещетки для ревизии и смазки не нужно, т.к. смазка должна защищиать от коррозии, но...

В нижеописаном случае случае потребовалась полная разборка втулки для очистки детелей от ржавчины и восстановления защитных покрытий.
Изображение Изображение Изображение Изображение

Как показало вскрытие, смерть втулки (анамнез - "заклинила так, что ехал как на трековом веле, постоянно крутя педалями") произошла от длительного воздействия воды, попавшей в неё. Видимо на заводе применили недостаточно стойкую жидкую смазку, т.к. никаких следов конситентной смазки не обнаржено (фото сделаны сразу после разборки, без промывки). Усугбило также ситуацию и то, что применены... промподшипники! Обратимся к фактам и рассмотрим фото:
Изображение Изображение
Деталь "Гайка" в которую запресован промподшипник была изготовлена по аналогии и из тойже заготовки, что и аналогичная деталь "Наружное кольцо подшипника-гайка" втулки на конусах. Об этом нам говорит проточка, которую видно на дне гнезда. Она похожа на фрагмент дорожки качения конусного подшипника, срезаной при расточке гнезда под пром. Вполне возможно, что деталь была переточена уже из готовой для конусного подшипника.
Изображение
Как видим, уплотнительных колец между ней и барабаном не предусмотрено. Между тем в каждой путевой втулке на конусах применены уплотнения, запрессованые в барабан перед "гайкой" в виде резиновой манжеты, скользящей по конусу, а зазор между "гайкой" и барабаном видимо заполненен консистентной смазкой, нужной для работы конусного подшипника. Этим достигается уплотнение узла трещетки с этой стороны.
С противоположной стороны применяется резиновое кольцо, уплотняющее барабан по торцу.
Изображение
В случае с промподшипником ВСЯ смазка заключена в нем и зазор между "Гайкой" и барабаном сухой и открытый. Бобышка для стопопрения подшипника хоть и имеет грязеотбойник, но он не защищает от попадания воды внутрь трещетки при погружении в воду.
Первыми от коррозии страдают пружина, которыя ломается, затем шарики, потом покрываются язвами дорожки и закисают собачки.
Сами промподшипники тоже не избежали коррозии по причине слабых уплотнений и малого количества уже закоксовавшейся смазки, не предотратившей коррозию.
Изображение Изображение

Выводы:
Перед установкой такой втулки на байк - разобрать втулку как описано выше (без снятия с корпуса втулки основания трещетки) и заложить водостойкую смазку в промподшипники, подшипники трещетки и под бобышку правого подшипника. Во время эксплуатации втулку в воду надолго не погружать. Если же пришлось это сделать, то по воможности надо быстрее снять колесо и вытряхнуть воду из барабана.

ЗЫ Описание ремонта деталей и сборки втулки позже в этой же теме. Скоро!
ЗЫЫ Следите за разделом! В декабре, в серии Своими Руками: "Разбираем "неразборный" демпфер сжатия вилок РокШок!"
ЗЫЫЫ 2 ФБ: Можно повесить эти статьи на сайте. Картинки на фотосайте. Текст отсюда.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Пн 26 ноя, 2007 9:06 
Не в сети
большая головка сыра
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Сб 21 янв, 2006 1:16

Сообщения: 5103

Откуда: Кировский. 8-917-2968796 (Сергей).
медаль! супер. может, на сайт?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Пн 26 ноя, 2007 9:25 
Не в сети
лимончик
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср 04 янв, 2006 15:01

Сообщения: 6873

Откуда: Казань
DarkDino писал(а):
медаль! супер. может, на сайт?

от чего же нет? решено - на сайт


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Пн 26 ноя, 2007 19:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср 04 июл, 2007 15:11

Сообщения: 5645

Откуда: г.Казань
korax писал(а):
много ли веса выиграешь на 6 звездах?


Установив кассету на своё колесо я вдруг понял, что много веса прибавляет именно она. :? Так, что вес выиграть на звёздах можно 8)

_________________
Мобилка +79172864850 :phone: , Вконтакт :programmer: , Страва :rider: :true_velo:
Подвес сдох, катаюсь на твердоскальном :velo:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Пн 26 ноя, 2007 21:09 
Не в сети

Зарегистрирован:
Чт 31 авг, 2006 0:22

Сообщения: 4414

Откуда: Йошкар-Ола
Еще одна тема, в свое время обделенная вниманием Антона канула в лету :wink: :wink: :wink: !


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Пн 26 ноя, 2007 21:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср 04 июл, 2007 15:11

Сообщения: 5645

Откуда: г.Казань
Не обделённая. Я её посмотрел, но т.к. добавить нечего скромно молчу 8) Честно говоря считал подобные вещи не разборными, а ты меня разубедил 8)

_________________
Мобилка +79172864850 :phone: , Вконтакт :programmer: , Страва :rider: :true_velo:
Подвес сдох, катаюсь на твердоскальном :velo:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB