Как и обещал, публикую легенду.
1) Три Озера, фото-КП
Христо-Рождественская церковь - трехпрестольный кирпичный храм, выполненный в стиле барокко, с приделами во имя Святых Мучеников Благоверных князей Георгия и Глеба и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом - колокольня строгих классических форм. Это один из старейших и красивейших храмов Спасского района, он построен в 1771 году на средства помещика Льва Ивановича Молоствова, владевшего в ту пору селом Три Озера. Первое богослужение в церкви состоялось в 1778 году, службы здесь велись без перерыва вплоть до 1930 года.
2) КП "прибрежный". Расположен на дереве. *КП сложный, ехать рекомендуется только если вы уверены в своих силах.
3) КП "Балымеры"
Балымер — город Волжско-Камской Булгарии. В источниках также встречается название этого города Балыматы: «А Балыматы от Болгар тех яко 20 поприщь» .
Балымерское городище сохранилось до настоящего времени, расположено на южной окраине села и занимает примерно 3,5 га. Балымерское городище соединено земляным валом с укрепленным замком или крепостницей - Маклашеевским II городищем и наблюдательным пунктом на мысу с одной стороны и сторожевой заставой на месте более древнего городища «Шолом». За валом находились жилые и хозяйственные постройки посада и ремесленные усадьбы. Протянувшаяся на несколько километров, поселенческая агломерация была, очевидно, важным торговым центром этого района. Свидетельством тому являются соответствующие находки, которые были сделаны в этом районе. Существует точка зрения, что в основе Балымерского городища лежит «крупный поселок, имевший значение племенного центра близлежащих городецких поселений», превращенный в результате его захвата булгарами в небольшой феодальный город.
За последние 150 лет в окрестностях Балымер археологи обнаружили много разнообразных курганов, относящихся к разным столетиям, что еще более подчеркивает сакральный характер данной местности. Как пишет казанский историк и археолог Искандер Измайлов: «курганы располагались группой, состоящей из 25 насыпей, которые находились на расстоянии 1 версты к СЗ от деревни Балымер (по дореволюционному написанию - Булымер) на берегу Волги на высокой террасе, поросшей дубовым лесом… Всего в разные годы было исследовано 15 насыпей. Курганы имели куполообразную форму, высотой не более 0.7-0.9 м и шириной от 6.3 до 8.5 м» Однако самым крупным, с давних пор привлекавшим внимание не только археологов, но и кладоискателей, местных жителей и просто любителей старины, был курган Шелом – Шолом.
КП расположен на дереве, растущем на склоне кургана Шолом.
4) Танкеевка. Фото-КП
Храм Святой Троицы Православный приход в с.Танкеевка существовал с 1756 года. В 1859 году на средства помещика Д.Н.Блудова по проекту архитектора К.Тона был построен кирпичный храм Живоначальной Троицы с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Позднее к церкви были пристроены еще два придела – в честь великомученика Димитрия Солунского и мученицы царицы Александры, а в 1897 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского к храму была пристроена колокольня. 5) Порфировка. Фото-КП.
Село Порфировка находится в 15 км. от города Болгар Спасского района РТ. Сегодня единственной уцелевшей постройкой в нём является каменная часовня. С колоннами, с круглым куполом, из красного старинного кирпича – она производит сильное впечатление. Как гласит история, первооснователь храма, протоиерей Сергий служил здесь в конце XIX - начале XX века. В 1895 году в селе Порфировка был выстроен деревянный трехпрестольный храм во имя Живоночальной Троицы. Отец Сергий вскоре почил. Его погребли недалеко от той часовенки и храма, в строительстве которого он принимал участие. Дальнейшая судьба церкви была схожа с другими поруганными святынями, в которых на долгие годы воцарилась "мерзость запустения".
6) Суварское городище.
СУВАРСКОЕ ГОРОДИЩЕ (ГОРОД СУВАР) - расположено в левобережье верхнего течения р.Утка на относительно ровной местности. Занимаемая площадь ок.100 га. Поселение окружено двумя линиями валов и рвов. Памятник датируется одним периодом булгарской истории - домонгольским, он был основан в Х веке и прекратил существование после монгольского нашествия осени 1236 года. Исследование укреплений городища А.П.Смирновым позволило определить, что вал (высотой до 2 м) состоит из утрамбованного суглинка, смешанного с черноземом и кусками глиняной обмазки. В самой насыпи были встречены остатки деревянной конструкции в виде четырехугольного сруба. Исследователем установлено, что такие сооружения внутри вала шли по окружности города. Срубы были поставлены впритык один к другому и засыпаны внутри суглинком, черноземом, кусками глиняной обмазки, обломками кирпичей и шлаком. Удалось установить размеры конструкций: ширина- 3,5 - 4 м, длина - около 5 м (Смирнов, 1951, с.234). Исследование рва показало, что глубина его равнялась 5 м. Он выкопан в песочном грунте. Это потребовало укрепления эскарпа и контр-эскарпа деревянными слегами и кольями, предохранявшими стенки от осыпания. А.П. Смирновым в процессе работ были открыты следы ям и столбов в месте разрыва укреплений. Опираясь на этот факт, исследователь сделал вывод о существовавшем здесь въездном мосте, переброшенном через ров. Внутривальные укрепления аналогичные вышеприведенным, были открыты со стороны реки. Они также состояли из срубов. Удалось выявить и остатки сгоревшего многоугольного сооружения, которое являлось башней выступавшей за пределы куртин. Облик же крепостной стены установленной на внешнем валу А.П.Смирновым интерпретируется как тын, поставленный на гребне оборонительной насыпи (Смирнов, 1951, с.236). На основе вышеприведенного, можно сделать вывод о довольно мощных оборонительных сооружениях, которые окружали город. Суварское городище – один из немногих булгарских памятников, имевших столь значительную систему обороны, которая по своим особенностям приближается к «Великому городу» – Биляру.
КП - два столбика на западной окраине городища.
7) Кузнечиха. Фото-КП.
Покровская церковь. Двухпрестольный кирпичный храм с приделом во имя Святых Апостолов Петра и Павла сооружен в 1874-1878 гг. (приход возник в 1760 г.). Массивное здание без трапезной с двухъярусной колокольней решено в стиле эклектики. Церковь строилась подрядчиком Нефедовым на средства помещика Михаила Емельяновича Немировича-Данченко и других землевладельцев. Настоятелем храма в 1853–1905 гг. служил Порфирий Иванович Статиров (1830–1911), сын священника, окончил Чистопольское духовное училище и Казанскую духовную семинарию (1852).
8) Кошки. Фото-КП.
Село Кошки, расположившееся на реке Бездне (левом притоке реки Волги), было основано в начале XVIII века, а деревянная Троицкая церковь, как и приход, существовали уже к середине XVIII века. Новый пятиглавый каменный трехпрестольный храм выполненный в традициях византийского стиля был построен в 1880-1889 годах на средства прихожан - русских и чувашей, по проекту архитектора барона Генриха Владимировича Розена под руководством архитектора Александра Ефимовича Остовского. Подрядчиком был крестьянин Макар Александрович Шапошников. Правый придел освящен в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, левый - во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Основа композиции - пятиглавый храм, к которому примыкает трапезная на два окна и высокая трехъярусная колокольня (утрачена). На широкий односветный нижний ярус храма вознесен центральный барабан под полусферическим куполом. По углам посажены еще четыре световых барабана меньших размеров под высокими куполами. Барабаны раскрепованы широкими архивольтами на полуколоннах. Апсида - полукруглая в плане под конхой - примыкает к стене, завершенной треугольным фронтоном. Углы храма срезаны, на востоке несколько выступают, образуя подобие апсид боковых престолов. Южный и северные фасады раскрепованы центральными ризалитами, которые завершаются по осям полуциркульными арками с аттиками над ними. В оформлении церкви применены: архивольты на полу колонках, стилизованные капители, декоративные ленты, рельефные кресты. В начале XX века службы в храме совершались на русском и чувашском языках (чуваши составляли до трети прихожан). К 1992 году в селе Кошки проживало 392 жителя. В настоящее время храм Пресвятой Троицы восстанавливается силами прихода церкви Архангела Михаила.
9) Гусиха. Фото-КП.
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Трехпрестольный кирпичный храм в честь Обновления Храма Воскресения Господня с приделами во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери сооружен в 1875 г. (приход возник в 1795 г.). Сельская церковь с ярко выраженной композиционной структурой и стилизованным эклектичным декором. Храм построен на средства помещиков Степана Звягина, князя Василия Болховского и прихожан.
10) Красная слобода. Фото-КП.
КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ Кирпичный храм воздвигнут в 1855-1859 гг. и освящен в 1861 г. (приход возник в 1860 г.). Церковь сооружена под руководством казанского архитектора И.П. Бессонова (Безсонова). Здание с шатровой колокольней, отличающейся эклектичным сочетанием псевдорусских форм и декора. Храм построен на средства помещицы графини Аглаиды Альбертовны Комаровской. В приходе церкви в 1868-1911 г. служил священником Андрей Павлович Фанагорский (1841-1911), выпускник КДС 1868г.
С официального сайта муниципального образования Красная Слобода: "Кирпичный храм был построен в центре Красной Слободы еще в 1859 году. Современные специалисты-архитекторы, отмечая четкие формы, интересный декор и оригинальную колокольню Казанско-Богородицкой церкви, называют ее самим совершенством... Как записано в старинных документах, храм сооружен на средства помещицы Аглаиды Альбертовны Комаровской, являвшейся владелицей Красной Слободы".
11) Щербеть. Фото-КП.
ЩЕРБЕТЬ (Михайловское) МИХАИЛА ТВЕРСКОГО ЦЕРКОВЬ Двухпрестольный кирпичный храм с приделом во имя Святых Мучеников Флора и Лавра сооружен в 1761 г. и расширен в 1892г. Перестройкой церкви руководил казанский архитектор П.М. Тюфилин. Крупный храм без восьмерика и с четырехугольными башенками по углам четверика. Колокольня трехъярусная. Здание решено в стиле классицизма. Церковь строилась на средства помещика Михаила Дмитриевича Молоствова и прихожан.
12) Одинокое сухое дерево.
13) Ржавец. КП - дерево, ближайшее к устью залива.
_________________ Велосипед - не роскошь, а средство передвижения. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Univega Terreno 70, 2xMerida Kalahary-510
|