Интересная вырезка из форума:Любопытный материал
(это к вопросу о "калорийности" как о параметре, совершенно не имеющем отношения к энергетике организма).
отсюда (
http://www.medbookaide.ru/books/fold900 ... 10/p28.php):
Вспомним, что группа сверхмарафонцев под руководством той же Г. С. Шаталовой проделала почти пятисоткилометровый пробег при ежедневном рационе в 1000-1100 килокалорий, в то время как контрольная группа профессиональных, скажем так, марафонцев, бежала на рационе 4,5-5 тысяч килокалорий в сутки. Что любопытно, матерые марафонцы вынуждены были каждые 15 километров принимать подкормку и, пробегая ежедневный этап, валились как подкошенные. К концу сверхмарафона они потеряли в весе по пять-шесть килограммов, что вполне естественно, ибо их организм должен был тратить огромные усилия не только на перемещение в пространстве, но и на химическое расщепление неимоверных масс пищи, которую сплошь да рядом, как свидетельствуют очевидцы этого пробега, так до конца переварить и не могли. Марафонцы же Шаталовой бежали без всякой подкормки, а закончив дневной пробег, с удовольствием направлялись на веселые танцульки и к концу маршрута прибавили по одному-два килограмма.
и отсюда (
http://www.shatalova.ru/stat.htm):
Один из экспериментов был проведен в 1983 году. Он проводился под наблюдением авторитетной комиссии Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК).
В те дни любители бега намеревались померяться силами в сверхмарафонском пробеге. За семь дней мужчины должны были преодолеть 500 километров пути при скоростной норме бега один километр не менее чем за шесть минут. В сутки - примерно 65-75 километров. Женщины - половинную дистанцию.
На общих основаниях в сверхмарафоне принимала участие экспериментальная группа добровольцев, которая была заранее подготовлена мной по программе системы естественного оздоровления. Добровольцы освоили методику динамической аутогенной тренировки, закаливания, дыхательных упражнений и питания на новых биоэнергетических основах. Пища для них готовилась под контролем комиссии по специальным кулинарным рецептам. Питалась наша группа одновременно с основным составом участников марафона, но - за отдельным столом, который отличался красочностью оформления блюд, обильно украшенных свежей весенней зеленью, овощами и фруктами.
Экспериментальная группа питалась отварами трав, соками, медом, салатами из овощей и зелени, свежесваренными кашами на воде, лепешками из ржаной муки с травяной мукой на простокваше, отварной фасолью, орехами. На трассе им предлагались "конфетки" из свернутых в трубочку сушеных фруктов с орехами, но спортсмены в них не нуждались. Количество и качество пищи вполне удовлетворяло спортсменов. Всего же в сутки бегуны получали 28 граммов белка, 25 граммов жира, 180 граммов углеводов, что в общей сложности составляло 1200 килокалорий.
А вот контрольная и основная группы бегунов питались по нормам Института питания АМН СССР. В сутки они потребляли 190 граммов белка, столько же жира, 1300 граммов углеводов, что составило 6000 килокалорий. Готовили пищу по кулинарным рецептам калорийной теории сбалансированного питания. Столы с питанием ломились от холодных закусок, мясных ассорти, колбас, ветчины, сыра и масла, лангетов, ростбифов или отбивных с обильным гарниром, супов, пудингов и тому подобной, самой обычной пищи. На трассе они получали дополнительное питание - подсаленный овсяный кисель и сухари.
Участники эксперимента находились под бдительным контролем комиссии, как во время пробега, так и во время приема пищи.
Бегунов экспериментальной и контрольной группы сверхмарафона регулярно взвешивали. Длинные колонки цифр заполняли протоколы комиссии. Результаты превзошли ожидания. Акты комиссии засвидетельствовали, что физически менее подготовленные спортсмены экспериментальной группы оказались выносливей и не теряли массы тела в отличие от контрольной группы спортсменов, которые при тех же физических нагрузках и спортивных показателях бега потребляли в пять раз более калорийную пищу! Вес марафонцев в этой группе был менее устойчивым как во время бега, так и по его завершении.
И еще такая примечательная деталь. Сверхмарафон закончился поздно вечером, а на следующее утро все участники экспериментальной группы были на своих обычных рабочих местах.
Во Всесоюзном НИИ физической культуры, где обсуждались результаты эксперимента и визировались акты комиссии, где я доложила о результатах своих наблюдений, эксперимент был признан уникальным. Было решено повторить эксперимент с участием спортсменов высшей категории. Согласно этому решению к эксперименту была по особой программе подготовлена мастер спорта по бегу Анна Харитонова.
Новый эксперимент также проходил в условиях апрельского сверхмарафона в честь Дня космонавтики, на этот раз дистанция составляла 450 километров. Представительная комиссия ВНИИФКа вновь фиксировала результаты пробега. Примечательно, что в этот раз участница экспериментальной группы мастер спорта Анна Харитонова достигла рекорда длительного пробега - она преодолела 450-километровую дистанцию, заняв шестое место среди мужчин-сверхмарафонцев.
За время пробега спортсменка питалась согласно уже известному рациону питания, который не превышал 1200 килокалорий в сутки, и масса ее тела осталась стабильной. Уникальных результатов и спортивных достижений при низкокалорийном и малобелковом питании добивались в последние годы альпинисты, совершая восхождения на вершины гор, многочисленные группы горных туристов и, наконец, участники массовых любительских сверхмарафонов.
Меню сверхмарафонцев экспериментальной группы
ЗАВТРАК: Отвар душистых трав с соком лимона, приправленный пчелиным медом.
ОБЕД: Свежеприготовленный настой ягод шиповника с медом. Свежеприготовленные салаты из различных овощей, обильно приправленные соком цитрусовых и свежей весенней зеленью. Специально приготовленные каши из цельных крупяных зерен, обильно приправленные сушеной и свежей зеленью пряных трав с небольшим количеством растительного масла и сушеной морской капусты.
УЖИН: Чай из лепестков розы, цветков боярышника, листьев лимонника, цветков жасмина и кипрея. Овощной и фруктовый свежеприготовленный сок.
НА ВЫБОР ТАКИЕ БЛЮДА: Салат из отварной свеклы с хреном, чесноком или медом и лимонным соком. Салат из тертой тыквы и моркови с облепиховым соком на меду. Салат из крупно нарезанной белокочанной или цветной капусты с обилием зелени (салаты заправляются свежеприготовленным ореховым молочком или овсяной заправкой с орехами). Отварная фасоль, приправленная пряными травами, орехами и чесноком. Ржаные лепешки, замешанные на простокваше с большим количеством тертой сушеной зелени. Гречневая каша, приготовленная на воде, без масла.
и последняя ссылочка (
http://andmbe.euro.ru/klu.htm), но тут речь совсем о другом. приведу лишь абзац:
У растений главным способом добывания физической энергии, на которой осуществляются необходимые молекулярные превращения, является прямое использование энергии солнечной радиации в фотохимических реакциях. Но этот способ неэффективен для обеспечения мышечной активности животных, [поэтому ими используется] качественно иной и несравненно более эффективный способ добывания физической энергии.
Чтобы оценить эффективность этого способа, следует вспомнить, что не выдерживает никакой критики концепция обеспечения работы мышц с помощью энергии химических связей, запасаемой в специальных молекулах (аденозинтрифосфорной кислоты) и пополняемой за счет энергии, усвоенной при переработке съеденной пищи. Совершенно обычной является ситуация, когда - без признаков истощения животного в течение достаточно долгого промежутка времени - физическая работа, произведенная его мышцами, в десятки и сотни раз превышает калорийность съеденной пищи, не говоря уже об экстремальных ситуациях, когда этот дисбаланс может стать еще больше. Довершает эту картину тот факт, что сама "калорийность" пищи, т.е. количество предположительно усваиваемой из нее энергии, определяется с помощью сжигания пищи в калориметре. Но ведь животные, простите, какают не пеплом и не золой! "Калорийность" твердых экскрементов примерно та же, что и калорийность съеденной пищи - кизяк, как известно, используют в качестве топлива для очагов. Так ортодоксальная наука, не смотря на прогресс в усложнении своих моделей, остается в изначальном тупике: животное выделяет практически столько же энергии на уровне химических связей, сколько и потребляет, но при этом умудряется на химической энергии совершить огромное количество физической работы.