Spinner EDGE OX3 с ходом 100 мм.
Будучи приобретен в составе GT Avalanche 2.0 Disc в августе 2005, этот девайс достаточно исправно функционировал. Но все же через пару-тройку месяцев стало ощущаться, что вилочка стала жестче, амортизационные свойства ее ухудшились и даже небольшие неровности дороги стали практически полностью передаваться на раму… Причем болезнь явно прогрессировала – ближе к зиме (а вел был куплен в августе) вилка практически приблизилась по характеристикам к жесткой – при приложении нагрузки в 80 кг с трудом выбиралось 40-50 мм хода, и вилка еще к тому же пыталась остаться в таком “сжатом” положении… Что делать? Как оказалось, подобной проблемой в той или иной степени оказались награждены почти все изделия данной марки, что выяснилось из разговоров с другими байк-владельцами. Да, один товарищ порекомендовал смазать резиновые противопыльные сальники жидким синтетическим автомобильным маслом… Последовав рекомендациям, я смазал эти черные резиновые колечки несколькими каплями Shell Helix Ultra. Думаю, что можно было использовать и что-нибудь другое, вплоть до WD-40 или любого другого синтетического или минерального масла, это не столь важно. Важно то, что эффект хотя и возник, но продержался недолго – ровно столько, пока не высохло (или не испарилось) масло. Конечно, объем масла в тонкой масляной пленке на поверхности металла очень мал, и хватило его на пару дней. То есть такую операцию приходилось повторять часто, и пока ноги вилки блестели и собирали пыль, она работала, как и в самом начале.
Смазывать и протирать вилку несколько раз в неделю было неинтересно, и тот же самый товарищ предложил залить несколько кубиков смазки прямо за пыльник, что называется, вглубь проблемы с помощью медицинского шприца с иглой длиной 40 мм, и на моих глазах совершил этот бесчеловечный по отношению к велосипеду поступок- залил по 4 грамма того же Shell с каждой стороны…Игла свободно вводилась между резиной и металлом на всю длину…
Успех этого “укола” оказался двояким…Вилка немедленно получила невероятную подвижность, несвойственную ей даже сразу после покупки… Со счастливым видом я попробовал прокатиться, и на первой же кочке выяснилось, что эта сверхподвижность вызывает металлический стук внутри вилки на каждой кочке. При спрыгивании с поребрика 20 см высотой звук напоминал таковой при закрытии дверей троллейбуса.
Сразу стало ясно, что проводить смазку подобным образом было нельзя…. Попытки удалить смазку с помощью того шприца и даже с помощью промывания керосином, а затем спиртом(!) результатов не дали – удалить смазку полностью не удавалось, и вилка по-прежнему стучала.
Девайс нужно было срочно спасать, и в июле 2006года я решился на разборку сего устройства. Кажущаяся внешняя простота устройства, и только 4 видимых гайки или болта внушали уверенность в успехе намеченной операции, несмотря на то, что подобные вилки, и вилки велосипедов вообще ни разбирать, ни присутствовать при разборке не доводилось.
Попытка №1.
Отвинтив гайку сверху справа, ту самую, на которой находится кнопка блокировки, с удивлением обнаруживаю, что нога заполнена маслом!... Надо же! Гидродемпфер! Если честно, я ожидал увидеть простейшую пружинную конструкцию. Сливаю масло в частично в баночку, частично на линолеум… Откручиваю гайку слева сверху. На этот раз чуда не случилось, там оказались не два пневмоцилиндра, и даже не один, а зверски смазанная консистентной (густой) смазкой пружина с эластомерным стержнем внутри и в синтетической трубке снаружи, видимо для уменьшения шума при трении пружины о металлические стенки. Что дальше? Беру шестигранник, и отвинчиваю гайку слева внизу – вроде бы без проблем. А вот гайка справа, открутившись на один или два оборота, дальше начинает вращаться вместе с болтом….А болт, естественно удерживать не получается…. Из под болта начинает капать маслице - из нижней части гидроцилиндра, что расположен под клапаном – естественно, на линолеум. Закрутить гайку обратно также не удается – болт вращается вместе с ней. Сразу скажу, что вилку с велосипеда я не снимал, обошелся лишь снятием колеса… Масло продолжало капать, пол был в масле, руки в масле, инструменты выскальзывали из рук… гайку я все-таки открутил, действуя отверткой, которую я держал в левой руке, как рычагом, и создавая трение между болтом и корпусом вилки, а правой рукой крутил гайку мультиключом…Но вот беда-болт упал внутрь вилки и ТАМ болтался!!!… Ладно, вымыв руки, пол и гаечные ключи, пытаюсь вынуть ноги вилки из их магниевых штанов… И НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!!!! С виду откручивать больше нечего…. Подергав вилку туда-сюда минут двадцать, я устал и понял, что разобрать в этот раз не получится, принялся уныло собирать все обратно… Замечу, что закрутить гайку на лежащий внутри вилки болт было очень трудно….
Вспоминается анекдот: в кадровое агентство пришел в поисках вакансии студент – выпускник мед. университета, по специальности – гинеколог. Ему там говорят: по вашей специальности вакансий нет, есть вакансия в бригаду строителей- отделочников…Ну ему делать нечего, он и согласился. Через неделю прибегает в это агентство бригадир в пыльной спецовке и сразу же спрашивает: А еще есть гинекологи? Ему отвечают- нет, а что случилось? Бригадир отвечает: если еще придут, отправляйте сразу к нам. Вот поехали мы на объект-ремонт в квартире делать, а дверь закрыта - хозяина дома не оказалось, и этот гинеколог за два часа всю квартиру обоями оклеил через замочную скважину….))
Так вот, где-то в течение часа я закручивал гайку…В дело пошли фонарик для высматривания лежащего внутри вилки болта, намагниченная отвертка для его подцепливания за правильную сторону и вытаскивания наружу и тоненький пинцетик для его удерживания при накручивании гайки за первые витки резьбы. В общем, все собрав и завинтив все на свои места, заливаю в вилку масло. Ввиду того, что часть масла попала на пол, и, следовательно, безвозвратно пропала, заливаю в вилку все тот же Shell….
Результат – полдня работы, и еще более громкий стук, вероятно из-за более низкой вязкости синтетики Shell, и, как следствие, снижения сопротивления гидродемпфера.
На обкатке заметил, что масло попало в передний тормоз, видимо, в момент сливания и “высокохудожественных” манипуляций в маленькой комнате с велосипедом без переднего колеса. Вместо торможения из тормозного механизма раздавался жуткий вой и пахло жареными пирожками…. Пришлось ездить, включая блокировку вилки… и где-то недельки через 3, а именно 30 июля 2006 г. я разобрал чудо техники вновь, на этот раз вооружившись нормальным инструментом – торцевыми ключами, удлинителями, гибкими валами, трещотками и пр…
Попытка №2.
В это раз я поискал способы разборки или чертежи в Интернете….Ничего не нашел. С сайта производителя не скачивался мануал….
http://www.spinner-usa.com/sf_allmountain_edge.html
Проделав те же вещи, что и в первый раз, за исключением отвинчивания нижних гаек, и , кстати, пролив значительно меньше масла на пол, я тщательно осмотрел вилку. Так и есть - посветив фонариком внутрь левой ноги (предварительно вынув пружину) я заметил шестигранное отверстие, и, воспользовавшись удлинителем из набора, без проблем вывинтил нечто, оказавшееся именно ограничителем хода вилки, предварительно ослабив гайку внизу, оказавшуюся в данном случае контргайкой. (Гайку справа снизу откручивать нет необходимости – она всего лишь препятствует вытеканию масла из полости гидродемпфера. Если хотите открутить – то придерживаете болт изнутри вилки шестигранником Д=5мм с удлинителем.) Вилка без проблем “располовинилась”, и все дальнейшее проблем не представляло. Никаких следов износа на деталях не наблюдалось. Очистив все детали от старой смазки с помощью керосина, стирального порошка, горячей воды и ацетона,собрал вилку… Для смазки пружины, по-видимому можно использовать литол-24 или подобные вещи. Ну и наверняка всякие там BIKE GREASE из «Триал-спорта» Я использовал консистентную смазку STP красного цвета с молибденом – другой не было. Помня эффект от заливки масла с помощью шприца, я сначала хотел не смазывать “ноги” вилки и резиновые пыльники (они оказались трех или четырехслойными, общей толщиной около 50 мм) но потом все же смазал перед сборкой небольшим количеством (0.5 грамма на обе стороны) STP. Собрав вилку, в экспериментальных целях залил казалось бы совсем неподходящее масло – трансмиссионное автомобильное ТАД-17И с вязкостью по SAE 80 (вязкость Shell была SAE 5), что, впрочем, как мне кажется, на ее работу не повлияло - все так же как было после покупки почти год назад. Так что, как мне кажется, вопрос урегулирован…
P.S. Тормозные колодки после попадания масла пришлось прокипятить в воде со стиральным порошком для обезжиривания, и затем убрать глянец с рабочей поверхности мелкой шкуркой. Диск протер ацетоном.