Текущее время: Пн 30 сен, 2024 2:34


Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Ср 05 дек, 2007 2:48 
Не в сети

Зарегистрирован:
Чт 31 авг, 2006 0:22

Сообщения: 4414

Откуда: Йошкар-Ола
Сегодня объектом наших исследований будет машинка механического дискового тормоза "Tektro Aquilla", который можно встретить на байках "GT" моделей Avalanche 2.0 и I-Drive 4.0
Существует известная мудрость "не мешай машине работать!", означающая, что если механизм работает - не разбирай его без причины. Согласен с этим изречением на 100%, но только если механизм собран заведомо для тех условий, в которых его эксплуатируют. Но вряд ли инженеры Tektro предполагали, что какой-то отмороженный будет кататься на байке зимой на работу по просоленным дорогам и лужам грязи!
Осознание этого факта и подвигло меня на то, чтобы опять извлечь на свет старую дедову кувалду и "русский ключ" и приступить к инспекции девайса. В данном случае сработал принцип "лучше перебдеть чем недобдеть" и как мне показалось - не зря.

Используемые материалы и инструменты:
1. Кувалда :D
2. Бородок или ключ для откручивания шлицевых гаек
3. Шестигранники "3", "4" и "5"
4. Водостойкая кальциевая спецсмазка для байков, но подойдет и литиевая, лучше импортная :wink:

Особености разборки тормозной машинки

1. Для удобства работы переворачиваем байк и снимаем колеса
Изображение
2. Отсоединять трос от машинки не требуется.
3. Снимаем с фиксатора резиновое кольцо (со стороны колеса).
Изображение
4. Выкручиваем шестигранником "3" фиксатор колодок и вынимаем его. Вынимаем колодки.
Совет: Не согните тонкую пластинчатую пружину между колодками!
Изображение Изображение
5. Шестигранником "5" выкручиваем два болта, стягивающие половинки корпуса машинки и разнимаем его.
Изображение Изображение
6. Шестигранником "4" выкручиваем блестящий винт, крепящий рычаг с тросом на оси и снимаем.
Совет: Отметьте положение оси, нанеся метки на ней и корпусе машинки надфилем. Этим вы упростите сборку в дальнейшем. Ось, как вы убедитесь позже, может иметь три положения относительно корпуса,
Изображение
7. Бородком или ключом выкручиваем шлицевую гайку, поджатую возвратной пружиной изнутри. Резьба правая.
Изображение
8. Подставляем под корпус емкость и извлекаем внутрености. Не потеряйте при этом три шарика диаметром 4.7мм! Регулировочный винт из половинки корпуса, снятой ранее, без необходимости не выкручивайте, он сидит на герметике предотрващающем го самопроизвольное откручивание.

Машинка разобрана.
Изображение Изображение


Как это работает

Основной деталью является механизм с торцовыми кулачками, снабженых телами качения в зоне контакта кулачков. Подвижный кулачок (ведущий) оснащен упорным шариковым подшипником. Диаметр шариков в упорном подшипнике 2.45мм, шариков в зоне контакта кулачков 4.7мм. При повороте рычагом подвижного кулачка (на снимке - деталь слева) шарики катятся по винтовым канавкам и отжимают неподвижный ( т.е. не поворачивающийся) кулачок, иеющий выступ, скользящий в канавке корпуса и перемещая колодку. Пружина возвращает кулачки в сжатое состояние.
Изображение Изображение

Как видим, конструкция простая и надежная. Пружина не закручивается, как на более простых системах, а значит не сможет сломаться ус, которого просто нет на ней. Детали кулачка сделаны методом порошковой металургии, корпус алюминиевый.
Но опять наблюдается крайне малое количество консистентной смазки, буквально следы на кулачках! А упорный подшипник вообще без смазки. Сухая пружина начала уже покрываться ржавчиной. Выступ неподвижного кулачка скользит по сухому алюминию. Непорядок! При попадании воды, особенно с солью, ржа обеспечена, тем более, что никакого уплотнения на входном валу нет.


Особености сборки машинки

1. Вычистить детали медицинским спиртом, повторяя мантру "Пить надо меньше, надо меньше пить..." :lol:
2. Смазать тонким слоем консистентной смазки кулачки, пружину, шлицевую гайку изнутри и корпус, особенно канавку. Заполнить смазкой упорный подшипник. Я использовл аналог "литола" марки "ELF" Multiplex EP2. Она теплостойкая, имеет хорошую адгезию и вмеру водостойкая. Жидкие масла применять не стоит, они могут попасть на колодки, а при попадании в корпус воды превратятся в эмульсию.
3. Вставить в корпус подвижный кулачок с подшипником, совместить метки сделанные ранее.
4. Уложить шарики в канавки.
5. Вставить в корпус неподвижный кулачок с пружиной
6. Закрутить до упора шлицевую гайку.
7. Установить корпус и притянуть его двумя болтами
8. Установить колодки, сложив их бутербродом и разместив пружину внутри.
Изображение Изображение
9. Установить на место фиксатор и резиновое кольцо
10. Отрегулировать положение колодок при нужде. Я делаю так. Сначала придвигаю внутреннюю колодку винтом до упора в диск. Потом подвожу внешнюю колодку к диску, меняя натяжение троса винтами упоров оболочки. Затем отвожу внутреннюю колодку и проверяю как работает тормоз. При необходимости подтягиваю винты. Если диск не кривой, то машинка обеспеивает ход ручки в 1/4 от полного и эффективно тормозит.


Испытания.

Субъективно "смазанная" машинка стала работать лучше чем раньше. Модуляция стала заметно лучше, особенно это заметно при торможении на льду. Теперь она более похожа на дешевую гидравлику чем до переделки.
Температуру -17С смазка ("ELF" Multiplex EP2) перенесла спокойно, подклинивания не было.
А главное, я теперь уверен, что ржавчина в этом месте в ближайшее время не появится.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср 05 дек, 2007 8:45 
Не в сети
лимончик
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср 04 янв, 2006 15:01

Сообщения: 6873

Откуда: Казань
Pozis писал(а):

Совет: Отметьте положение оси, нанеся метки на ней и корпусе машинки надфилем. Этим вы упростите сборку в дальнейшем. Ось, как вы убедитесь позже, может иметь три положения относительно корпуса


Ага, испытал это на своей шкуре – собираешь машинку, а колодки-то и не лезут... :) Впрочем, методом подбора правильно собрать можно :)

У некоторых экземпляров этих тормозов Tektro Aquilla есть дефект: со временем ослабляется отжимная пружина, она же единственная пружина в механизме. Два раза встречал такой трабл. На своем тормозе решил эту проблему просто - подобрал пружину подходящего диаметра, отрезал кусок нужной длины и запихнул на место штатной. Т.к. крайний виток новой пружины не поджат - засунуть ее было очень непросто :) Сейчас работает, как новый :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Ср 05 дек, 2007 12:02 
Не в сети
балда абалдуевская
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн 09 янв, 2006 12:56

Сообщения: 5237

Откуда: Телестудия
статьей его!

_________________
Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью. (Отто фон Бисмарк)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Ср 05 дек, 2007 13:17 
Не в сети
лимончик
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср 04 янв, 2006 15:01

Сообщения: 6873

Откуда: Казань
korax писал(а):
статьей его!


статья будет!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: Ср 05 дек, 2007 15:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср 04 июл, 2007 15:11

Сообщения: 5645

Откуда: г.Казань
Конструкция почти как на механнике Shimano :) Ну очень пожиже :lol: , а колодки с пружиной совершенно одинаковые :)

_________________
Мобилка +79172864850 :phone: , Вконтакт :programmer: , Страва :rider: :true_velo:
Подвес сдох, катаюсь на твердоскальном :velo:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB