Путешествие на велосипедах по центральной Норвегии группы казанских туристов
23.07.2014-09.08.2014
Ходовых дней – 13.
Километраж- 485 км
Нитка маршрута-
https://mapsengine.google.com/map/edit? ... -014j3R_70Фотографии Андрея –
http://fotki.yandex.ru/users/altrun/album/227467/Мы пользовались для разработки маршрута известными в интернете отчетами 2011-2013гг., рассматривая как попасть в интересные туристические места, не заезжая на крупные трассы и не пользуясь множеством автобусов и паромов, 2011 год - отчет украинских туристов (г. Киев) особенно понравился.
Интерес к природным местам Норвегии был у многих участников похода, да и он возникнет у каждого, кто хоть раз видел фьорды на фото, а если еще вместе с водопадами.. )
поэтому начали готовиться. Прежде всего, начинать надо с Шенгенской визы. Мы так и сделали, но все равно получилось так, что билеты купили раньше того момента, когда узнали, что виза наша одобрена.
Про нее упомяну подробнее, так как было много вопросов. Хороший объединенный визовый центр в Казани на Тази Гиззата, д. 4 и мы пользовались информацией с официального сайта Посольства Норвегии в Москве
http://www.norwayvisa-russia.com/. Прежде всего собрали необходимые документы (о доходе (справки с р/с), справки с места работы с отпуском), фотографии, копии, страховка (
https://www.tinkoffinsurance.ru/health/ ... on/124069/) и заполнили заявление на визу он-лайн сразу на группу участников. Это обойдется немного дешевле, чем заполнять вручную. Мы подготовили полное описание маршрута и отметили, что проживать будем в кемпингах. Принеся документы в визовый центр, сотрудница нам указала на то, что у нас нет брони проживания или переписки с кемпингами и намекнула, что из-за этого могут отказать в визе. Мы не делали переписку заранее, так как в некоторых отчетах кто-то прикладывал, кто-то не прикладывал, в действительности они отвечают типа «бронь не нужна, мы вас ждем». Пришлось бежать переписываться со всеми кемпингами подряд, нам ответили около 10-15 кемпингов, мы включили их в маршрут, распечатали e-mailы и в тот же день подали документы. Потом отслеживание заявления происходит также через сайт, оформление заняло 10 дней, очень быстро. Визовый центр берет за услуги пересылки документов в Москву+визовый сбор(оплачивается на сайте).
Заброска
Долго искали варианты заброски, опять же исходя из бюджета на одного до 25000 руб. стоимости всей поездки. Так примерно и получилось. Перелет выбрали безпересадочный, Аэрофлот, Москва-Осло, понравилось, что велосипеды можно провозить в составе багажа до 23 кг, плюс ручная кладь до 10 кг. У многих других перевозчиков за велосипед идет доплата, и с пересадками не очень удобно. Билеты брать лучше заранее, мы взяли дней за 10-12 до поездки. Самое огребательное во всей поездке –это таскание великов в чехлах в полуразобранном виде с ж/д вокзала в Москве до аэропорта. Далее из Осло переправились из аэропорта на поезде до ж/д вокзала в Осло. Поезд Осло-Берген ночной, мы ехали до станции Мирдал (Myrdal), которая находится в горах, оттуда решили начать маршрут, как раз там проходит часть известного веломаршрута Rallarvegen. Билеты на поезд брали также заранее, через интернет (ж/д Норвегии -www.Nsb.no)
Так и дешевле (чем на станции), и билеты есть разного уровня сервиса (все вагоны сидячие, но в некоторых игровые комнаты, бесплатный кофе). Ночью в вагон пришел начальник поезда и заставил заплатить за провоз велосипедов, хотя они и были в чехлах (50%от стоимости билета). Как мы увидели позже, местные все платят за велосипеды заранее, и не разбирают их, для перевозки велосипедов часто выделяют отдельный вагон.
На обратном пути мы ехали тем же поездом, но из Бергена до Осло, разобрали велосипеды до такой степени, что чехлы стали похожи на средние сумки, и спрятали их за велосумки. К счастью, никто их не нашел, так мы сэкономили на одном провозе велосипедов в норвежском поезде.
Природа и погода
Природа Норвегии прекрасна, чистейший воздух, незабываемые фьорды, горы со снегом и немного заросшие лесом, домики с заросшей травой крышей (мы их называли «волосатые»). В горах можно встретить чернику, малину, морошку и другие ягоды.
Местные мало занимаются собирательством. Рыбу тоже ловить можно, но мы не взяли удочку. Конечно много мест вдоль фьорда и высоко в горах, где норвежцы построили свои жилища, но домики выглядят настолько уютно, все в цветах, что кажется, они там всегда были.
Наиболее теплое время для путешествий по стране - июль-август, лучше ехать с середины июля. Также в это время меньшая вероятность дождей. Мы готовились к худшему, поэтому в обязательное снаряжение вошли резиновые сапоги, и к счастью, они пригождались не часто. Дожди были вечерами/ночами, днем всегда сухо, в целом тепло +20 и выше, ночью также тепло, только в горах на 1300м было до +5. От дождя привезли тент самый обычный для стоянок, иногда натягивали его на перевернутые велосипеды (если не было деревьев вокруг). Это лето выдалось жарким в Норвегии, в столице по приезду было +30,. Во фьордах купались немного (все-таки вода там не сильно прогревается, морская), зато нашли около Бергена пресное теплое озеро. Местные жители вовсю купаются во фьордах, даже дети.
Финансы
Наличные денежные средства нам пригодились только для покупки сувениров в Бергене, и в горах. Во всех других местах принимали банковские карты. Лучший курс показала карта банка Связной, хуже Сбербанк. Курс был 5,6-5,9 руб. за 1NOK. Про бюджет я писала выше, это не включая сувениры, которые начинаются от 19 NOK, привезли теплые носки, варежки, троллей, сыр, варенье и т.д. Сувениры лучше брать в туристических местах ( например, Флам, Берген и по дороге, в Осло дорого).
Провиант и газ
Газ покупали на месте, в магазинах сети BILTEMA (по нашему маршруту эти магазины есть в Осло, Бергене, Согндале), по цене российского газа. Готовили на горелке, но также жгли костер, дрова можно найти (хоть и официально запрещено разводить костры). Местные часто жарят мясо на одноразовых грилях. В Билтеме также брали запчасти для велосипеда (цены примерно как у нас).
Некоторые продукты мы привезли с собой (колбасу, немного тушенки, сухофрукты, шоколад, гречку, знали что гречки, пшена там нет). Остальное покупали на месте. Самые дешевые магазины на наш взгляд- REMA1000, Kiwi, Coop Extra. Единственное, что надо учитывать, в небольших поселках и деревнях магазины закрываются раньше, чем в городе; в воскресенье работают только магазинчики на заправках, обычные закрыты (в субботу тоже закрываются раньше, чем в будни). Ассортимент продуктов почти во всех магазинах одинаков, через несколько дней мы все заучили. Особенно понравилось местное варенье по 17 крон за кг-мовую банку. Рыба норвежская дорогая, не брали. По карману была свинина, сосиски; хлеб можно найти за 7-8 крон, консервы брали рыбные за 10-15 крон банка (мясные дорого), молоко от 12 крон, сыр 50 крон за 1 кг, рис и рожки по российским ценам, печенье есть от 10 крон («мария»), фрукты дорогие, картошку брали по 20 крон за кг, консервированные овощи дешевые (очень понравилась квашеная капуста за 8 крон (0,5кг)). Мороженое находили в больших пачках по приемлемым ценам, сок. Все остальное, конечно дорого. На сувениры купили местные конфеты по 125 крон за кг, разных форм и вкусов, есть с лакрицей.
Интересно, что сигареты и дорогой алкоголь спрятан или алкоголь продают в какой-то особой гос.сети, и дорого, раз многие местные ездят в Швецию за ним. Мы выяснили, что походный набор продуктов найти можно везде, практически по российским ценам, в кафешки мы не ходили, там конечно все в 5 раз дороже, чем в России. Много фастфуда.
Местные особенности
Из местных особенностей Норвегии нам понравилось покрытие дорог, как будто для нас положен новый асфальт. Горные дороги узкие, на 1,5 машины, но много расширений на сложных участках; автомобилисты чуткие, пропускают друг друга, и особенно чутко относятся к велосипедистам.
Конечно по дороге встречали велотуристов, из России, Белоруссии, Голландии и местных. Особо порадовала пара из Чехии, которые объездили на велосипедах пол Европы (а старше они нас в 2-3 раза). Много шоссеров. Мы на MTB там смотрелись странно)).
Очень мало мусора, Европа! Везде стараются разделять мусор, в магазинах можно сдать пластиковую бутылку и получить чек на покупки в магазине или деньги, так что бомжи на вокзалах там собирают пластиковые бутылки. Мало полицейских, в принципе обстановка спокойная, особенно в деревнях. После 21.00 никто из домов-то и не выходит, как нам показалось .
Местные жители в большинстве своем знают английский язык, подсказывают дорогу, многие имеют велосипеды, еще больше путешествуют с машинами-домами, на задней части которых пристегнуто 1-3 велосипеда. Заметили, что норвежцы и шведы путешествуют уже немолодые, но всегда парами)).
Симкарту для интернета не брали, хотя можно было(100 крон). У нас был gps с хорошими картами, а еще в туристических местах карты можно взять совершенно бесплатно +там отмечены достопримечательности и прочие услуги. Смски отправляли с отечественных операторов, делалась неплохая скидка в Билайне (не рекламирую, около 5 рублей за смс). Wifi в аэропортах и на вокзалах радовали.
Маршрут
23.07
Приехав пораньше на вокзал, разобрали частично велики, чтобы они поместились в чехлы, и забрались в поезд Казань-Москва, слава богу у нас еще можно бесплатно провозить велосипед в поезде, он хорошо влезает на верхнюю полку.
24.07
Утром забрасывались метро-автобус до аэропорта Шереметьево, там перепаковались, чтобы сумки с великами были не больше 23 кг, и сдали их как негабаритный багаж. Как выяснилось, багаж бросают, или тащат по асфальту, мы нашли небольшие покоцы на рамах и колесах. Самолет Москва-Осло летит 2ч.15 минут, для меня был первый полет, было немного страшно, но интересно наблюдать в окно с птичьей высоты, летели через Финляндию.
Из аэропорта Осло ходят часто электрички в город. Там у нас была пересадка, сидели на ж/д вокзале, выходили немного прогуляться по центру, рядом оперный театр, пешеходная улица. Сразу запахло Европой.. дальше нас ожидал ночной поезд до станции Мирдал. Поезд простоял ночью из-за отключения эл-ва, и приехали как раз к утру.
25.07 дневка в Мирдале
Не спеша собрали велосипеды на станции (у меня сдулась камера, хотя ничего не проехали еще). На станциях есть туалет, кафе, сувенирная лавка, продавец которой знал русский, было так приятно)).
Этот день у нас был полудневка, отъехав метров 300 от станции по велосипедному маршруту Rallarvegen, поставили лагерь (рядом речка).
По основной дороге каждый прибывающий поезд выгружались люди с велосипедами и без и ехали/шли по ней вниз. Уже с первого места стоянки мы наслаждались чистым воздухом, видами окружающих гор, начинающегося водопада. Ближе к вечеру прогулялись по окрестностям вверх по тропе до горных озер, обнаружили множество ягод, гостиницы, домики. Сама Rallarvegen берет начало выше (если раньше сойти с поезда), но можно начать и с Мирдала, это очень красивое место и здесь уже не так холодно, как на самой высоте (здесь нет снега).
26.07 Myrdal-Flam - 20 км
На следующий день солнечная яркая погода и мы, собравшись и нагрузив велорюкзаки, поехали вниз по Ралларвеген, останавливаясь на каждом повороте, тем более в начале пути они показались мне крутыми.
Слева наша речка превратилась при падении в шикарный водопад.
Дальше крутой спуск кончился, река расширилась и вдоль нее ехали по долине до места житья коз, очень дружелюбных (также там продавали козий коричневый сыр), пообщавшись с ними и попробовав сыра, поехали дальше. Велодорожка закончилась, появились машины, дорога в горах узкая, видели дтп велосипедистов-китайцев. Справа от дороги остается речка, вдоль дороги много малины.
Flam – красивое туристическое место, начало фьорда, приплывают паромы, со всех сторон почти вертикальные горы с водопадами. Там же можно прокатиться на железной дороге в горах – Flamsbana. Встретили тут белорусских туристов - пешеходников. Дальше мы поехали вдоль Аурландфьорда по велодорожке и чуть-чуть не доехали до Аурланда, место стоянки нашли на речке, впадающей во фьорд.
27.07. Aurland-перевал 1300м- 30 км
В Аурланде (небольшой поселок) посетили старинную католическую церковь-кирке, сами норвежцы не особо религиозны.
От Аурланда до Лаердала есть две дороги: одна красивая через перевал, но длинная, другая в тоннеле с машинами, но короткая и без набора высоты. Чтобы увидеть все красоты, конечно, следует ехать через перевал, тем более по дороге асфальт. С дорогой на перевал вначале промахнулись, когда набрали уже метров 200 вверх.
Дорога серпантином поднимается вверх и с нее шикарные виды на Аурландфьорд-часть Согнефьорда- самого большого фьорда Норвегии. Ближе к перевалу есть оригинальная смотровая площадка, куда завозят туристов.
И немного рекламы
На самый верх иногда шли пешком с великами. Забравшись наверх, заночевали у большого горного озера.
28.07 Перевал 1300 м- Mannheller – 45 км
Спуск с перевала вначале некрутой, иногда с небольшим набором высоты, местами встречался снег, горные озера. Далее на спуске внимали видео, у Миши несколько раз рвалась камера на заднем колесе, скорей всего из-за сильного торможения задним тормозом. Дорога после серпантина выполаживается и идет вдоль реки (есть несколько больших водопадов) и приводит нас в поселок Laerdal.
Лаердал находится на Согнефьорде. Закупились продуктами, поехали дальше вдоль фьорда, на пути нас ждало два тоннеля: один до парома Fodnes, другой после –в Mannheller. В тоннеле мы включали все освещение какое у нас было, все равно страшновато ехать 7 км в темноте, а машины гоняют, торопятся на паром.
На паром заезжают машины, мы платили за человека, выходило 120 крон за четверых, причем время в пути на пароме максимум минут 15. По выезду из тоннеля нашли стоянку в лесу, кривую конечно, но на ручье. Накупили мяса и жарили шашлыки, как дома))
29.07 Mannheller-Vangsnes - 55 км
Небольшой набор высоты по дороге до Каупангера, затем через мостик в большой поселок Согндал.
Там зашли в Билтему, мне обновили седло), купили камеры. Немного зависли в поселке, в общественном туалете удалось вымыть голову. Также в них нередко мы набирали воду для питья, годная. Вообще проблем с водой у нас не возникало, т.к. часто встречаются горные ручьи с чистой водой. А в поселках, чтобы не покупать, набирали в общественных местах. Во фьорде купались местные жители, мы не решились последовать их примеру. Затем ехали вдоль фьорда через Leikanger (около отеля нашли wifi, зависли там), до парома на Hella.
Переправились в Vangsnes. Заночевали сразу после парома на Согнефьорде, ночью опять жарили мясо.
30.07 Vangsnes- перевал 1000 м- 26 км
С утра шел дождь. Выехали после обеда, все вдоль фьорда, приехали в поселок Вик с чудесной бухтой и видом на Согнефьорд.
У магазина там встретили велотуристов из Голландии, они напугали нас дождем на перевале. От поселка Вик начинается подъем в гору на Vikafjell в сторону поселка Voss. Навстречу увидели русских велотуристов, но они промчались с большой скоростью вниз. Подъем был сложнее первого перевала, набор высоты последние 16 км, накрапывал дождь, ближе к ночи стало холодно, и наверху очень ветрено. Одели все теплые вещи, палатку крепили за велосипеды, иначе не выстояла бы. Палатку поставили после 1 км-го тоннеля.
31.07 перевал 1000 м- Voss-50 км
Ночью шел дождь и было прохладно, выползли все в куртках и поехали вниз. Вначале ехали по плато 9 км, частенько встречали снежные кусочки, ручьи, озера, даже залезли в снежную пещеру.
Проезжали гидростанцию и ее водохранилище. Затем начался крутой спуск вниз со скоростью мотоцикла)) на спуске был индейский киоск с сувенирами, где можно было купить колбасу из оленя и его рога.
Интересное место было с водопадом, очень похожее на дорогу троллей (тропу троллей, но она в другом месте).
Далее ехали вдоль сплавной реки, нашли места для сплавов на каяках, веревочный парк. Поселок Voss проехали не заезжая в центр, долго искали стоянку около озера, нашли в лесу на склоне. Вечером сильный дождь, набирали дождевую воду.
01.08 Voss- Granvin -35 км
От Восса еще была дорога по прямой, шла километров 10 прекрасная велодорожка, отделенная от основной дороги деревьями. Затем воспользовались очередной раз велодорожкой вместо тоннеля (тем более, если есть велодорожка, в тоннелях запрещено велосипедистам). Зато посетили одно из интересных мест с водопадами и водопад, падающий с такой высоты, что на дорогу летят уже капли воды.
Около Гранвина начинается другой фьорд-Хардангерфьорд. Ночевку устроили близко от дороги на самом фьорде, опять жгли костер, жарили сосиски и котлеты, вообщем, хомячили там много.
02.08 Granvin- Torvikbygd-54 км
День начался с купания во фьорде, много водорослей, которые у нас запихивают в банки и продают.
Еще на берегу нашли бутылку с письмом маленькой девочки внутри. Дорога вдоль Хардангерфьорда очень живописная, появились острова, рыбацкие места, на другой стороне видны горы с ледниками.
Справа от дороги черные скалы, я назвала их «плачущими», т.к. по ним лились мелкие ручейки, и казалось, они плачут. От Norheimsund есть развилка в сторону Бергена, мы выбрали более длинную дорогу, чтобы еще проехать вдоль фьорда, так как поняли, что не успеем на Trolltunga (Язык тролля, известное туристическое место). Долго искали место стоянки, в итоге ночью нашли на заброшенной полуразрушенной дороге после Torvikbygd, за водой пришлось ехать.
03.08 Torvikbygd- Os -65 км
Целью дня было подъехать поближе к Бергену, оттуда и самый длинный километраж был в этот день. После Mundheim кончился фьорд, начался подъем в гору, не раз заряжал в этот день дождь, затем спуск, еще раз подъем, еще раз спуск, дорога хоть и без фьорда тоже интересная- аккуратные домики, маленькие деревни, озера, леса, видели бункеры времен Вов.
На паром Venjaneset-Hatvik торопились, думали, что последний уйдет. Уже ночью искали стоянку сразу после парома, было сложно, но нашли.
04.08 Os-Bergen-47 км
Утром на остановке нашли недопитую бутылку водки, бутылка была пластиковая! Подумали, что какие-то русские здесь бухали)) кстати отдельный рассказ про остановки - они все сделаны в одном стиле и мы не раз укрывались там от дождя, они деревянные, на крыше посажена трава (как и «волосатые» домики), с красивым расписным названием. Также почтовые ящики (стоят у дороги) многие местные жители разукрашивают сами.
Долго въезжали в город Берген, движение плотное, застройка к городу все уплотняется, много транспортных развязок, но часто есть велодорожка. На светофоры через дорогу надо нажимать, только тогда загорится зеленый.
Проехали через центр, и пешеходную улицу, знали, что вернемся, подробно не смотрели. В Бергене есть интересный памятник бродяге, который сидит на крыльце здания. Почему-то с ним фотки не получились, а еще нам не удалось найти халявного wifi в центре (он был на набережной Брюгге). Далее мы двинулись в сторону нашей второй цели-посмотреть океан, переехали через большой мост, но далеко от города не успели уехать. Заночевали на пресном озере, рядом с дорогой, нашли его совершенно случайно. Вода теплая, как в наших озерах, накупались там.
05.08 Bergen-Telavag-36 км
От места стоянки поехали по дороге в сторону острова Sotra, немного плутали в дороге, чтобы избежать поездки по трассе (много машин из Бергена в Сотру), перебрались через несколько мостиков на его западную часть. Последней деревней был Аксой. От него, пройдя через огороды, бросили велики и пошли пешком, т.к. тропа к океану горная, местами заболоченная, около часа идти до самого конца камней и атлантического океана, который многие из нас хотели увидеть своими глазами. Миша даже искупался.
Дорога стоит того, чтобы увидеть, посидеть, смотря на океан, огромные проплывающие там титаники, помедитировать, послушать музыку ветра и прибоя)). Вечером повернули в сторону Бергена, чтобы на след. день меньше к нему ехать. Стоянку у ручья найти было сложновато, стояли в кустах недалеко от дороги, было сыро, мошки, самая неудачная стоянка, на мой взгляд, а еще и клещи напали, хотя они намного меньше наших по размерам.
06.08 –Берген 30 км
Утром прямо в палатке сняли маленьких клещей с меня и Камиллы, некоторые успели порядочно впиться. Встали рано и к обеду уже были в городе. Погуляли по Бергену, очень красивый древний город, нам понравился, особенно интересная набережная Брюгге.
Рыбный рынок знаменитый нам не понравился, все очень дорого, куча туристов-китайцев. Закупились сувенирами рядом на рыночке и в старых домиках на Брюгге, еще осмотрели крепость, разнообразные яхты и «титаники» с пассажирами в порту. Там можно покататься на фуникулере, город большой и за день не осмотришь. Мы успели погулять в центре. Вечером стали разбирать велосипеды на ж/д вокзале, но охранник нас выгнал, потому что вокзал закрывается на ночь. Благо рядом был парк, там мы все дособрали и забомжевали на лавочках до утра. Разбудил нас дождь, а Берген- самый дождливый город, как выяснилось.
07.08 рано утром сели в поезд до Осло, вечером самолет Осло-Москва, еще немного поспали в аэропорту на родине, поехали на вокзал.
08.08. поезд Москва - Казань, и следующей ночью мы дома, усталые и довольные.
Основные выводы и развеянные сомнения
Не успели заехать на язык тролля, т.к. на него нужно закладывать 3 дня – заброска туда сюда плюс день там – нужно идти пешком несколько часов в гору. По маршруту можно ехать и быстрее, по 50-60 км в день, но у нас так не получалось, мы еще отдыхали, наслаждались природой, поэтому по категорийности похода наберется еле двоечка, 485 км). Главное, все участники остались довольны путешествием. Рельеф конечно есть практически везде, даже около фьордов спуски/подъемы по 100-200 метров сменяют друг друга, прямых дорог там нет)). Норвегия конечно очень дорогая страна, но и там можно путешествовать экономно, по-русски! Еще ожидается фильм про путешествие, ждем!