Сейчас, когда за окном снег и мороз, наверное, каждый мечтает о лете и покатушках на природу. А я, рассматривая один из своих фотоальбомов, наконец-то решился оформить его в полноценный отчёт. Сразу скажу, большие картинки, которые форум не позволил прикрепить, я добавил в виде ссылок. Жмите, не стесьняйтесь!
Дело было в конце мая - начале июня минувшего 2014 года. Мы с другом, буквально спонтанно, решили выкатить на выходные на природу. Решено было ехать в пестречинский район, показать ему те места, где я уже неоднократно бывал сам. Ну а я мог наконец-то в нормальном "дальняке" опробовать свой свежесобранный вел. Выехали достаточно поздно, где-то в 18 часов вечера. Надежда была доехать хотя бы до первого объекта нашего путешествия, после чего встать на ночлег. Миновав Салмычи, мы уже в Куюках.
Местная церковь по прежнему вся в лесах, состояние похоже не меняется уже последние года два. Как говорится, воз и ныне там. Ну что же, нам надо торопиться, едем дальше. По пути из Куюков в Богородское приходится перейти через весьма нехиленький ров, вырытый видимо для того, чтобы машины с трассы М7 не могли использовать этот путь для въезда в город, минуя пост ДПС. Однако, это не помогает практически никак, ибо машины просто объезжают этот ров, а вместе с ним и само кладбище, до которого он протянулся. Вот и само Богородское.
Дальше вкручиваем по трассе, наблюдая, что солнце стремительно садится. Перевалившись через горочку около 1 Мая, летим вниз со скоростью в 35-40км/ч. Вот и поворот на Кулаево, идущая в-основном, вниз, дорога на Пестрецы. На спуске после Кулаево разгоняюсь выше 50, просто летя накатом. Мой друг сообщает о 60 с лишнем при интенсивном вкручивании. Верю, учитывая, как он от меня оторвался. А вот и Пестрецы. Проезжаем мост через Мёшу, следующий дальше сосновый бор, и на выезде из с. Конь понимаем, что солнце практически село.
До первого пункта нашей поездки, села Селенгуши, ещё порядка 6км, а ведь мы явно не сможем осмотреть местную церковь во всё нарастающих сумерках и надо искать место для ночлега. Место для ночлега мы выбрали не очень удачное, забравшись посути, на другой край оврага, отделяющего нас от непосредственно села и церкви. При попытке перейти овраг, обнаруживается протекающий там ручей, и мы решаем остановиться наверху. Что, конечно, создаёт нам определённые проблемы с поиском дров, которые оказываются найдены лишь в зарослях ив в самом низу. Падающая с ив вода, и общая влажность не очень хорошо сказываются на разжигаемости дров, но костёр всё-таки разгорается. Пожарив на костре сардельки, купленные ещё в Пестрецах, понимаем, что качество их, посути, дрянное, но за неимением другого... Впрочем, я догадываюсь также достать припасённую банку рыбных консервов.
На часах 22-30. Посидев у костра аш до полуночи, посмотрев на звёзды, и пообщавшись на самые разные, связанные с ними темы, ложимся спать. Просыпаемся где-то полдевятого, ещё полчаса уходит, чтобы неторопливо собраться, и где-то в 9 часов выдвигаемся дальше в путь. Церковь то вон она, в километре от силы. Правда придётся всё-таки объехать этот овраг, а значит, нам путь снова на трассу и назад. Немножко поплутав, и вот она, перед нами.
ОБЩИЙ ВИД ЦЕРКВИДанная церковь - типичный представитель барокко, построена в 1763-1765 годах. Итак, заходим внутрь.
В основном объеме здания лежит огромная куча принесённых птицами веток и прочего мусора.
Наверху сохранились остатки иконостаса и распятие.
В алтарной части церкви в стенах обнаружились иконы. Видимо, те, кто ещё живут в этом селе (в нём осталось не больше пары домов) иногда ходят сюда.
Ну и как же без залаза на крышу? Правильно, вот и лестница.
Ровно под тем местом, где раньше висели колокола, находится здоровенная дыра в сводчатой кладке. Как я предполагаю, это может быть следствием того, что в 30е годы колокола просто сбрасывались вниз, и самый тяжёлый из них просто пробил пол колокольни.
Забравшись на крышу, можно вблизи рассмотреть главкии кованые кресты на них.
Состояние кладки видно на фото. Кирпич потихоньку выкалупывается. И да, я лезу ещё выше!
Осмотрев церковь, отправляемся дальше. Выезжаем на трассу уже по грунтовке, ведущей в Иске-Юрт. Дальше двигаемя по асфальту, и проехав поворот на Кряш-Серду, нам остаётся совсем немного до второго пункта нашей поездки. До заброшенной церкви, стоящей прямо у дороги, церкви уже давно исчезнувшего села Русская Серда. Сама церковь построена также в 18 веке, а в конце 19 века пристроен один из приделов. Стиль - барокко.
ОБЩИЙ ВИД ЦЕРКВИВЕЛОСИПЕДЫ У ВХОДАКЛЕЙМО С ДАТОЙ НА БАЛКЕИтак, мы заходим внутрь. Что характерно, в центральном объёме также сохранилась рамка иконостаса.
А ЭТО УЖЕ АЛТАРНАЯ ЧАСТЬОбнаруживаю лежащую в одной из выемок стен свечу. Недолго думая, зажигаю её.
СВЕЧАВ ОДНОМ ИЗ ПРИДЕЛОВВ здании также есть лестница, ведущая на крышу. Ничего особенного там нет, да и подняться на верхния ярус колокольни достаточно проблематично, т.к. никаких деревянных частей, позволяющих это сделать, там не осталось.
ВЗГЛЯД НА КОЛОКОЛЬНЮ ВНУТРИМеталлоконструкции здания везде имеют клеймо завода-изготовителя. В те далёкие времена такие железяки привозились издалека.
ЕЩЁ ОДНО КЛЕЙМОНа часах уже полдень, быстро же летит время! Выкатываем дальше по нашему пути. Третий и последний пункт нашей поездки находится достаточно далеко. Для начала не мешало бы выкатить на М7, после чего останется лишь свернуть налево по нужному нам указателю. Да и магазин посетить тоже надо бы, воды практически нет. Наше внимание привлекает другая церковь, находящаяся в с. Казыли. Поиски магазина никчему не приводят, оказывается, что ближайший находится в Отар-Дубровке. Посмотрев на церковь, которая медленно, но верно восстанавливается, едем дальше.
ЦЕРКОВЬ В КАЗЫЛЯХНо перед тем, как достигнуть нашей цели, нас ждёт сумасшедший спуск по суровому щебню, длящийся пару километров. И мои слики для такого щебня не предназначены никак. Благо у моего друга стоят холироллеры, тоже слики, так хотя бы 2,5е. Уже хорошо. Доехали, вот и она. Церковь села Верхние Девлизери.
ОБЩИЙ ВИД ЦЕРКВИВесьма масштабное сооружение. Как снаружи, но внутри это ощущается в полной мере. Внутри остались фрагменты росписи. Фрески местами покоцаны вандалами.
ВИД НА КУПОЛРОСПИСЬ НА СТЕНАХЕЩЁ РОСПИСЬЧтобы подняться наверх, требуется некоторая сноровка. Лестницы на крышу давно нет, хотя место, где она была, легко угадывается. Главное не поскользнуться на обросших мхом кирпичах, да и не схватившись на кирпич, который вовсю болтается и выпадет при первой же возможности. Падать вниз будет отнюдь не мягко, там торчащие доски и кирпичи... Ну что, мы на крыше.
ПАДАТЬ ДОЛГО!Подняться на верхние ярусы колокольни нет возможности. Все деревянные конструкции разрушены, и без альпинисткого снаряжения лучше не пытаться это делать. Высота совсем немаленькая.
Всё посмотрев, и спустившись с крыши, решаем для начала перекусить, и потом можно двигаться в путь. Разогрев на импровизированном костре из сухой травы банку тушёнки, мы выдвигаемся в путь. Главное преодолеть подъём из щебня, выходящий на трассу, а дальше не суть важно. Сама поездка по трассе длится ещё несколько часов. Всё-таки для моего друга это первый "дальняк" такого рода, хотя по его темпу я бы и не сказал. Впрочем, вспоминал себя, как сорвавшись, ездил в Свияжск за один день, а после и в Чистополь. Сейчас я до такого не дойду, наверное. В 19 часов вечера мы уже были у моего дома. 25 часов суммарного времени и всего какие-то 135км пройденного пути)