Прочитав бегло Положение, ехал со скептическим настроем на тур-многоборье (не знаю правильно обозвал, или нет). Думал, будут отдельные этапы: Песок - маркированная песчаная трасса, стартовый пистолет и секундомер; грязь - то же самое, только по грязи; Болото, Берег, Даунхил, Овраг - всё по той же схеме, плюс "цирк с велосипедами" в виде фигурного катания, бревна, брода, кипячения воды и т. п...
Оказалось (приятная неожиданность), что все эти этапы разнесены в пространстве на расстоянии 5-10 км, и основная задача по их преодолению - это ориентирование по карте с целью составления оптимального маршрута, т.е. по сути старое доброе КБА, но с определённым порядком взятия КП. Название этапов (песок, бездорожье) - лишь характеристика участков местности, где расположены КП.
Первый этап - чисто символическое 2х километровое кросскантри. Задумывался либо с целью получить яркие кадры для журналистов, либо чтоб привлечь молодёжь - любителей гонок. Зачем все рванули в гоночном темпе, я не понял. Поехал потихоньку в хвосте.
В конце КК брод. Ерунда. Просто перейти через ручей. Тоже, наверное, придумано для фотосессии.
3-й этап - Ориентирование.
Перед соревнованием прочитал, что у ориентировщиков мозг включается на 2-3м КП. Так и у нас. На карте, на пересечении с ЛЭП обозначены 2 оврага: 1-й - маленький, 2-й в 2-3 раза шире. КП во втором. Движемся вдоль ЛЭП и натыкаемся на 1-й овраг. Обходим и видим 2-й - в 2 раза шире. Ура КП тут! Наверное... Клюнули. Спускаемся, ищем. О том, что 1-й овраг слишком молодой, чтобы быть на ГШ карте 85 года, могли бы и догадаться. Молодые леса, посадки, молодые овраги - всё это ложные ориентиры для устаревшей карты. Следующие КП третьего этапа находим без труда. Подвохов, как с оврагом, больше не было, а жаль. За овраг респект, если это специально спланированная ловушка, то остроумно!
К 4 КП слишком рано спустились на берег Камы. Огребли 200м коастеринга, поняли, что промахнулись и огребли обратно. Поскольку сосен на пляже нет, а КП, по легенде, на сосне, пришлось дёрнуть вверх на вершину крутого берега. Сами виноваты...
Коастеринг. Этап задумывался, как чисто издевательский. Цель - тупо изнурить участников. Однако, как уже писали выше, организаторы не учли, что поднимется вода и сами не поняли что сделали.
Фрагмент ощущений: по пояс в воде, дно - вязкая глина, на спине рюкзак, вел на правом плече. Сил уже нет. Чтоб выбраться из воды ставлю велосипед на валун, кое-как поднимаюсь сам, поскользнулся - бам! Упал на левый бок. Локоть в крови. Помыл. Беру велосипед и поднимаюсь метров 10-15 вверх под 60-70 градусов к тропинке на крутом склоне. Прохожу 20м по узкому карнизу и снова спускаюсь в воду. Далее 50м по каменистому берегу. Правая рука почти всё время поднимает вел. Нога неприятно задевает о педаль, ссадин немерено. И так не 100 метров, не 200 и не 500. Так 2 000м! Единственная отрада - когда заходишь в воду по пояс, вел погружается и начинает меньше весить.
В конце этапа, организаторы, похоже немного вдатые, встретили не естественно радостным смехом. Люди идут с разбитыми руками и ногами, по пояс мокрые, без сил, с велосипедом на плече - действительно, наверное, смешно...
6-й этап - бездорожье. Бездорожья не было. Была накатистая грунтовка, по которой шли 25 км/ч, и небольшой участок с кочками и ручьём, между 61 и 62 КП.
7-й - Песок ...
Начиная с 6-го этапа стало ясно, что мы в лидирующей тройке и идём бок о бок. С этого момента пошло не просто участие, а началась борьба. Выжимаем последние силы.
За 300м до 71 КП потемнело в глазах. Остановился. Говорю Андрею: "Нужен таймаут, иначе никак". В чем причина, не могу разобраться - не медик. Либо сердце не справляется с нагрузкой, либо почки - выпил 5л жидкости. Потери жидкости только через потоотделение. Отдыхал 5 минут, за это время нас обогнали ВелоУфа и Елабуга. Оказывается мы лидировали... Доезжаем 300м до КП и тут удача - КП отмечен неправильно, и в заданой точке его просто нет. 15 минут совместного поиска и звонков организаторам дали необходимый отдых.
Кипячение воды, Переправа - ничего особенного. Хитоновский газ, как выяснилось, долго кипятит воду.
Финиш. Бонусный этап - по Положению "классический КБА". Вернее ЕБА.
По самочувствию - какой к чёрту ЕБА, хоть самого, как говорится, ... Но, как минимум 1 КП взять
надо, чтобы отстоять призовое место. Поехал. Мутит. Шатает. Первый раз в жизни стошнило от усталости. На следующий бонусный КП ехать не рискнули, из-за моего самочувствия. Андрей без труда взял бы ещё несколько... Вернулись. Закрыли дистанцию в 19.00
Резюмируя.
Не понравилось:
1. Одна карта на двоих. Почему? Ключевая составляющая победы (ориенитрование) ложится на плечи одного участника. Второй тупо болтается на хвосте... Зачем в таком случае нужна связка?
2. Пригородный полигон = неравные условия.
Половина участников было из Челнов и Елабуги. Полигон - пригородный лес, плюс прилегающие окрестности между Елабугой и Челами (ближе к Елабуге). От т. старта до Челнов - 14 км, до Елабуги - 10.
Это всё равно что проводить КБА под Казанью между Казанью и Зеленодольском, вернее даже между Казанью и Васильево: КП-1 - оз. Глубокое, КП - 2 Юдинский Карьер (песок), КП-3 - Займище, берег Волги, 4 - Осиново... и т. д.
Казанцу достаточно одного взгляда и карту можно выбрасывать, в то время как спортсмен из Челнов дорогу на юдинский карьер будет искать по карте и поедет, скорее всего, через Залесный...
Хотелось бы равных условий для участников и в этой связи совершенно не понятно замечание Ванюшина...3. Коастеринг. Тупо, очень жестко, неинтересно, опасно. Действительно опасно. То что никто не поломался - удача.
Я не против огребания, но хотелось бы, чтобы это а) - имело отношение к велотуризму, б) - было интересно.
С тем же успехом вместо велокоастеринга можно провести велоскалолазание.
4. Скученность команд. Ориентироваться можно не по карте, а по впереди идущим командам. Имхо, это не айс. Ориентироваться надо самостоятельно.
5. Необходимость собирать команду, невозможность индивидуального участия.
6. Дорога.
7. Собственная физ подготовка. Сегодня же возобновлю тренировки по бегу.
Понравилось:
Яркое спортивное мероприятие, сохранившее дух КБА - ориентирование на большом полигоне. Это стало большим приятным сюрпризом. Поначалу, прочитав Положение, ехать не хотелось.
Большое спасибо организаторам за проведённое мероприятие.
Большое спасибо команде за наш результат.