Сказ о моём велосипеде, на котором я за город не выезжаю, потому что не хочу.Началось всё с того, что я решил взять что-нибудь для города. Изначально планировалось что-нибудь с минимумом обслуживания, новое, сравнительно лёгкое и скоростное, недорогое. Из этого в моей голове сложилось: алюминий (лёгкое), ригид (минимум обслуживания), вибрейк (недорого), переключалки скоростей и 28" (новое и скоростное, раньше у меня была 1 скорость при 20" колёсах). 28" должны были компенсировать отсутствие аммо-вилки. Путём гугления Яндекса я пришёл к модели Author Compact (2013) в ч/б исполнении.
По прошествии пары лет:
+ все соединения узлов стандартные — широкий простор для апгрейда.
+ гибрид сделан для города - дырки для города на месте. Можно повесить багажники и полноразмерные крылья.
+ тросики по верху — можно вешать на что-нибудь за раму.
- алюминий лёгкий, но жёсткий. Трубы толстые. Говорят, неремонтопригоден.
- ничем другим не пользовался, но настройка переключателей — геморрой.
- хоть и пишут "женская рама", но чем ниже верхняя труба, тем удобнее. У Автора есть модель Thema — полный аналог Compact, только труба ниже. Надо было брать его.
Первый крупный апгрейдНа синглспиде хорошо, но город неровный. Решил пойти по европейскому пути (катаются много лет на не самых дешёвых велосипедах, особо сильно не обслуживая их). В итоге решился заказать некую "планетарную втулку".
Происхождение названия объясняется схожестью траекторий точек, находящихся на поверностях сателлитов (планетарных шестерён), и точек на поверхностях теоретических планет.
Принцип её работы не отличается особой сложностью, но технология производства весьма непроста. Дело в том, что, с одной стороны нужно соблюсти компактность, чтобы уместить весь механизм в стандартной раме велосипеда, с другой стороны необходимо учесть прочностные свойства материалов. То есть нужно в совершенстве знать теоретическую механику и сопромат.
Применение планетарной передачи можно найти в разной технике — в электроинструментах, в лебёдках, в мостах автомобилей, в коробках передач. Как видите, все эти механизмы не отличаются компактностью, но довольно надёжны.
Производство планетарных втулок было успешно налажено сравнительно небольшим количеством производителей. В их число входят:
- Sturmey-Archer. 2-3, 5, 7 скоростные втулки.
- Sram (ранее под брендом Sachs) 2-3 скоростные втулки, 8-ми, 9-ти, 12-ти скоростная.
- Rohloff. Втулки отличаются надёжностью, большим числом передач (14), диапазоном между низом и верхом 526% и неприятной ценой (более 50 000 р.)
- Shimano. 3-х скоростная (можно уместить в раму самого дешёвого велосипеда, не меняя её геометрию), 7-ми, 8-ми, 11-ти скоростные. Можно найти разные варианты — с ножным тормозом, под диск, под роллер.
Цитата:
Вот я и стал обладателем этой таинственной восьмискоростной втулки Shimano Inter 8. А если быть точнее, то SG-8R36.
Заказывал я эту втулку на известном в некоторых кругах сайте
http://velobig.ru/. Точнее с сайта я взял контактную информацию — скайп velobigg. По скайпу и согласовывал заказ.
В итоге я заказал:
Втулка
Детали — переклюк, гайки, кольцо, пыльник
Звезда на 18
Шифтер с кабелем
Пыльник вместо роллера
По времени вышло так: заказал, оплатил через яндекс.деньги, через день отправили, ещё один день в Москве, от М. до Казани 3 дня, и через день я получил всё на почте. Около недели.
В итоге мне осталось: сделать колесо (думаю использовать свой старый обод, резину точно оставлю старую), переднюю звезду на 40, цепь односкоростную, и произвести монтаж всего на велосипед.
Не думаю, что сделаю это своими силами. На неделе зайду куда-нибудь, там и посмотрим.
Цитата:
+ минимум настройки — только длину тросика для чёткого переключения.
+ минимум обслуживания — в принципе её надо разобрать и проверить смазку.
+ простое переключение — в движении и на месте.
+ подойдёт цепь для синглспида.
- говорят, тяжёлая. Не знаю, сравнить особо не с чем.
- нужны дополнительные детальки — шайбы для дропов (для разных по-разному), пыльник, натяжитель.
- нестандартный размер — не все спицуют такое колесо.
Glebzilla писал(а):
Брал я в Велобиге (
http://velobig.ru/). Доставка по Почте России около недели. С колесом и установкой помогли в Велоцентре. Дополнительно пришлось разориться на систему (старая – сталь, звёзды несъёмные, новая – shimano alivio, алюминий, в два раза легче). Переклюк задний оставил в качестве натяжителя, поэтому цепь слишком болтается. После первой поездки настроил длину тросика, иначе на 4-6 скорости не попадало. Теперь всё хорошо переключает. Велосипед катит на полусликах тихо (он ещё и без трещотки), ездить можно.
Поменял переклюк на натяжитель двухроликовый.
Мелкий апгрейдПоставил контактные педальки Shimano модель M520.
+ при моём плохом техническом состоянии стало гораздо легче поддерживать скорость.
+ удобно встёгиваться и выстёгиваться.
+ в подъёмы стало проще двигаться.
- обувь дорогая.
- когда слезаешь с вела — цокаешь, словно в подковы обутый.
- в обуви скользко.
- на светские встречи в такой обуви не пойдёшь.
Мелкий апгрейд номер дваРезина шипованная двухрядная кенда.
+ по мелкому снегу, утоптанному снегу, зеркальному льду едет замечательно.
+ гудит, все расступаются.
- Резина шипована ближе к центру, из колеи не выбраться. Я в колее переднее крыло сломал. Была бы четырёхрядка Nokian Hakkapeliita — было бы удобнее на неровностях.
- слишком узкая, давление низкое не поставишь, никакой амортизации.
Крупный апгрейд номер дваПерешёл на тротуары, они очень плохие, поребрики высоченные. Резина узкая, давление большое (min 50psi).
Решил взять вилку. С моего железа можно был перейти или на карбон или на амортизационную.
Карбон для своей простоты мне показался излишне дорогим (не китайский).
Амортизационные вилки бывают очень разные — но не для 28" колёс, особенно в российских магазинах. Хотя 29" вилки тоже подходят, но: 1. очень высоко, 2. дорого, 3. мне такой ход не нужен.
В немецком bike-discount.de выбор оказался пошире:
пружинные
эластомерки
масляные
воздушные
и ещё интересная конструкция — с (пружинной?) амортизацией чуть ниже штока.
У круизеров фирмы Nirve вилка выглядит ещё интереснее.
Выбор пал на расхваленную воздушку RockShox Paragon TK Solo Air. Ход 50 мм и крепление под диск (лучше бы взял без него).
Доставили, поставил (не сам). Дополнительно потратился на вынос, безрезьбовую рулевую и насос высокого давления. Тут и пригодились стандартные размеры соединений — рулевую 1-1/8 можно найти в любом магазине. Мне понравилось.
+ глотает трещины и неровности.
+ есть крепления под крылья, фонари, тормоза.
+ настраивается под любой вес.
- все размеры крупнее.
- нужно обслуживание.
- при активном разгоне скорость теряется
Грядущие апгрейдыМелкий номер триПоставлю багажник, сумку на него (не люблю рюкзаки, жарко и дорого).
Крылья. Старые я продал — сдувает меня с дороги, но без них в городской одежде грязно.
Крупный номер триВ дополнение к своей большой планетарной втулке решил поставить большую динамо втулку.
И то, и другое имеет крепление под роллерный тормоз. И вот тут-то я понял, что поторопился с покупкой вилки — на неё такой тормоз не влазит из-за post-mount крепления дискового тормоза.
Почему же я захотел роллерный тормоз? Для ещё меньшего обслуживания велосипеда.
В итоге отказался от роллеров в пользу имеющихся вибрейков — лёгкие, сменные запчасти есть везде, не нужно тратиться на дополнительные детальки в виде хомутов. Ну и колесо снимать легче.
К ней прикуплю фару и задний габарит — чтобы не использовать батарейки.
Но это в будущем.
Недалёкое будущееВ августе в мои планы вмешалась безалаберность и необязательность немцев — это те, которые не могут ПЯТЬ ЛЕТ открыть новый аэропорт в своей столице взамен старых двух, это те, которые за любую посылку берут не меньше 9 ойро, это те, которые работают только в будние дни — они не прикрепили к посылке удобные узкие жёсткие крылья. Ну ладно, подождём, грязно только.
Тёмным сентябрьским вечером ко мне на телефон пришло автоматическое текстовое сообщение, которое меня изрядно порадовало: динамо втулка пришла. Пошёл в транспортную компанию и забрал её. Втулка прошла долгий и тернистый путь из далёкой Малайзии в город Санкт-Петербург, скрытый в туманах и комариных болотах на территории нашей просторной родины, и не очень долгий и далёкий путь до Москвы и Казани. Почему Санкт-Петербург? Там располагается фирма Planetarki.Ru.
За два последних года ситуация с такими экзотическими для нашей родины вещами, как планетарные и динамо втулки чуть-чуть улучшилась — на просторах интернета и в двух столицах их уже можно найти —, сайт Велобига потерял актуальность (хотя инструкции всё ещё актуальны) и их скайп стал огрызаться на разные вопросы. Не люблю. Поэтому выбор пал на эту фирму.
Разговоры велись через соц.сеть (можно использовать и электронку, и телефон), в ходе них я выяснил проблему с креплением тормоза и отказался от него в пользу имеющегося v-brake, сэкономив 2+т.р.
Посылка шла меньше недели в маленькой коробочке. Вес удивил — килограмма полтора. Ну и ладно, не рекорды ставить. В подарок дали магнитики с Северной Пальмирой и символикой магазина. Приятно.
Коробочка, а внутре у ней... динамка.
В качестве источника света была выбрана светодиодная фара немецкого производства с функцией standlight с конденсатором и задний фонарь, который реагирует на торможение. Почему снова немцы? Они не первый год уже выпускают такие вещи, у них хорошая оптика. Осталось надеяться, что на этот раз не забудут положить в заказ.
Что сейчас я сделал бы иначе?Я бы сразу купил готовый ситибайк в каком-нибудь немецком магазине — со всеми динамками, планетарками, крыльями, низкой рамой, багажником и чуть более толстыми колёсами для лучшей амортизации.
Статью я буду расширять картинками и результатами моих апгрейдов.